Деньги мимо школы
Сколько еще сможет продержаться
система образования, основанная на
социалистической, распределительной экономике?
Остров невезения
Школа осталась последним прибежищем социализма.
Ее экономика устроена так, что в школе нет и не
может быть денег. А если они туда попадают, то не
благодаря, а вопреки сложившимся правилам.
Школа изолирована от денег.
Загадка уходящего века: почему три года назад,
когда цена нефти была 8 долларов за баррель, долги
российским учителям по зарплате составляли
около 10 млрд рублей, а сегодня, когда цена
зашкаливает за 37 долларов за баррель, долги все
еще держатся на 2,5 млрд рублей?
Доходы государства и доходы учителя между собой
никак не связаны?
Правительство не знает о том, что учителя не
получили зарплату?
Правительство в щекотливом положении. Теперь у
него нет возможности произнести хорошо
отрепетированную фразу: «Денег нет и не будет».
Деньги-то есть.
Но уже десять лет, с начала 90-х годов, неуклонно
складывается не прошибаемая никакими
финансовыми потоками экономика школьного
образования.
От Владивостока до Калининграда одно и то же:
школа абсолютно изолирована от денег. Экономика
школы, а точнее, ее полное отсутствие, с моей
точки зрения, – это единственная причина
школьной бедности.
При этом по безграмотности и упертости
региональных начальников происходят чудовищные
вещи. Пользуясь бедностью школ и нищетой
учителей, паразитируя на том, что сладкие
воспоминания о так называемой безбедной
советской школьной жизни связаны у людей со
всепоглощающей централизацией, все – от
районного до регионального – начальники
пустились в шаманский пляс централизации
средств, а за этим и власти.
При этом цинизм и беззастенчивость состоят в том,
что, тыча пальцем в директоров, они говорят:
– Мы бы рады дать им самостоятельность, но они же
не готовы. Они же не умеют хозяйничать, да и сами
не хотят.
Конечно, не хотят.
Какой безумный захочет бегать и прыгать на
минном поле административного террора, который
развязан против самостоятельных школ. Только
одно правило – запрет перебрасывания средств с
одной утвержденной статьи на другую – делает
бесполезными любые легальные способы
хозяйствования.
И как будто в издевку над школой по всем
инстанциям идут рапорты о том, что все
общеобразовательные учреждения стали
юридическими лицами.
Школе нужен контракт с государством
Еще раз хочу повторить: школьная экономика
устроена так, что в школе нет и не может быть
денег.
Прежде всего потому, что школа не является
субъектом определения того, сколько денег ей
нужно.
У школы нет контракта с государством (или
муниципалитетом, в данном случае это не имеет
значения) по поводу взаимных обязательств. И это
обычная практика в образовании, именно поэтому
образование, особенно школьное, – это последний
остров социализма в России.
Поразительная вещь: в системе образования не
работает школьная экономика, то есть фактически
нет ресурса ни выживаемости, ни развития школы, а
вместо того чтобы в экстренном порядке создавать
эту экономику, ведомство запускает в жизнь новые
затратные проекты – 12-летку, базисные планы,
стандарты. Абсолютно серьезно обсуждается
проблема аттестации учителей, при этом все
понимают, что разница в зарплате между разрядами
– десятки рублей.
При этом никто даже не догадывается, что люди
видят не попытки изменить ситуацию, а голого
короля на площади федерального управления
образованием. Голого в том смысле, что шаг за
шагом ведомство демонстрирует отсутствие
экономической основы своих действий. В стране ни
один человек не знает, сколько на самом деле
стоит обучение в средней школе.
Ни один человек не назовет реальной суммы,
которую надо платить учителю.
А сколько стоит работа директора школы?
Наконец, сколько стоит образовательная
программа школы?
Либо до сих пор нет методик, что удивительно, имея
в виду количество экономистов, вовлеченных в
различные реформаторские группы – от профсоюзов
до центра Грефа.
Либо боятся назвать реальную цифру, потому что
сразу станет ясно, сколько недоплачивают.
Беззастенчивое экономическое вранье
относительно финансового норматива – обман,
потому что обсуждается не сколько стоит
образование, а сколько государство может на него
потратить. Он, как дымовая завеса, мешает
прояснить наконец, что же происходит со школьной
экономикой.
Поймите, никто не требует сегодня же оплатить все
образовательные услуги, но если они оказываются,
если мы стоим у доски и даем детям образование,
сколько это стоит?
Между тем есть сложившийся рынок –
репетиторство, там обращаются вполне реальные
деньги и складывается вполне реальное
соотношение услуг и цен.
Значит, реальную цену все-таки назвать можно?
Значит, не хотят?
Значит, гораздо важнее держать всех в неведении?
Значит, денежные потоки в официальной школьной
экономике – это иллюзия?
Значит, снова мы делаем вид, что работаем, а они
делают вид, что платят?
Но это же и есть социализм.
Только с одной поправкой: это они делают вид, что
платят. А мы-то – работаем. И живем в рыночных
отношениях с государством. Но только отношения
эти абсурдные.
На самом деле даже речи нет о том, чтобы школы
получили реальную возможность легально
осуществлять свое право быть юридическим лицом:
иметь свой расчетный счет, вести хозяйственную
деятельность. Жесткие штатные расписания,
жесткая привязка к единой тарифной сетке. В одном
южном городе директора рассказывали мне, как их
распекал вице-мэр за то, что они на спонсорские
деньги покупали расходные материалы для
ксерокса не в муниципальном магазине, а в
частном.
– Вы что, не понимаете, что тем самым
обкрадываете городской бюджет?
Или вот еще пример. Школа на свой страх и риск
ведет хозяйство – например, дети изготовляют
деревянную мебель и выгодно продают. При этом
муниципальный бюджет школе недодает почти
половину из того, что положено по статьям сметы.
Ни на мелкий, ни на серьезный ремонт, ни на
литературу – только первая и вторая статьи,
зарплата и начисления на нее. Но школа честно
показывает, сколько она заработала, и городские
финорганы все видят. Что же они делают? Они
заставляют школу, которая недополучила деньги из
муниципального бюджета (от своего учредителя),
платить налоги на ту сумму, которая заработана
школой и должна пойти на тот же ремонт. И налог не
маленький – около трети всех денег уйдет в
городскую казну. И уже в школу не вернется.
Полный абсурд!
Да и сам муниципальный бюджет строится таким
образом, что, например, записать там отдельной
строчкой бюджет отдельной школы – архитрудно.
Директор краснодарской школы Владимир Белоусов
почти смог пробить это, но в последний момент
все-таки его остановили. Напомню, Владимир
Белоусов – это один из трех краснодарских
директоров, которые на январском совещании
работников образования голосовали против той
заединщины, которая там происходила. Он –
руководитель Федеральной экспериментальной
площадки, его тематика – как раз экономика школы.
Белоусов – один из немногих директоров, которые,
во-первых, ведут свою хозяйственно-экономическую
деятельность абсолютно открыто, а во-вторых,
отчаянно пытаются доказать, что именно школа
может быть самым эффективным распорядителем
средств, если у нее будет свой бюджет, если ей
дадут возможность рассчитать полную стоимость
своей программы и вступить с учредителем в
переговоры по поводу финансирования.
Речь идет фактически о том, чтобы школа от лица
своих учеников и их родителей могла заключить с
властью контракт. Общественно-образовательный
контракт.
А вместо этого ей говорят: «Вот тебе смета,
составленная по расходам прошлого года, и ни в
чем себе не отказывай».
...Таких, как Владимир Белоусов, – единицы,
остальные директора тихо-спокойно, так, чтобы
никто не знал, добывают деньги и содержат школу.
Правда, при этом каждый день рискуют попасть под
проверку или донос, и тогда дело может кончиться
тюрьмой.
Но властям это выгодно – директор-нелегал
никогда не станет перечить начальству, понимая,
что начальство знает, какими путями он содержит
школу.
В школьной экономике царит всем выгодная, но
абсолютно бессмысленная, единственная в своем
роде бескорыстная теневая
финансово-хозяйственная деятельность.
Остановить ее – значит обречь школу на верную
гибель. Не остановить – значит и дальше вести
беспорядочную экономическую жизнь.
Школьные генералы нашли третий путь – не
замечать. Более того, отвлечь внимание общества
от этой беды.
Хорошая идея, например, запустить миф о 12-летней
школе. Или о национальной доктрине образования.
Ну, на худой конец можно стандарты пообсуждать –
тоже палочка-выручалочка на все случаи жизни.
В общем, чем бы дитя-общество ни баловалось, лишь
бы молчало.
А в одном сибирском городе мне показали список
школ с указанными годами постройки. Большинство
– так совпало – 1965 года. Это означает, что все
сроки амортизации – износа, проще говоря, у них
уже вышли и без капитального ремонта не то что
перекрытия и лестницы обрушатся – оконные рамы
вывалятся.
И таких школ по стране большинство.
И это не баловство, это вопрос жизни и смерти
наших детей.
На острове социализма они не выживут.
|