Мария АНДРЕЕВА, психолог-психотерапевт
Если хочешь помочь ученикам – сперва
помоги себе,
или Зачем учителю
психотерапевтическая подготовка?
Впервые психологи появились в школе лет 10
назад. Вначале это напоминало внедрение
картофеля в России: говорят, что очень здорово, но
как пользоваться – совершенно неясно. Сейчас
ситуация изменилась, но тем не менее в отношении
к психологам нет-нет да и проскользнут какие-то
мистические ожидания или не менее мистические
опасения. А между тем психология и психотерапия,
как любая наука или научный метод, поддаются
описанию и изучению.
Итак: что же может дать учителю
психотерапевтическая подготовка?
Сегодня мы рассказываем об одном из самых
распространенных в Европе и становящемся очень
распространенным у нас направлении
психологической помощи – гештальттерапии.
Гештальттерапия – это
личностно-ориентированный подход, то есть
внимание терапевта сосредоточено не столько на
внешнем изменении поведения, сколько на
глубинных желаниях, чувствах и представлениях,
на основе которых строится не просто поведение,
но вся жизнь человека. Исторически
гештальттерапия представляет собой некоторый
синтез психоанализа, экзистенциальной терапии и
восточной философии. Практически
гештальттерапия помогает человеку вернуть
естественную способность самому регулировать
свою жизнь. Суть метода гештальттерапии можно
выразить, перефразируя известную молитву: «Как
вынести и принять в этой жизни то, что невозможно
изменить, как изменить то, что выносить не
обязательно, и, конечно, как отличить первое от
второго».
Проходя обучение гештальттерапии, вы можете
получить два рода приобретений: первое –
специальные знания и техники, позволяющие
помогать другим людям, второе – собственные
изменения. И то и другое позволяет сделать работу
более эффективной и интересной и сберечь при
этом собственные ресурсы.
Сначала поговорим о том, что дает
гештальттерапия самому учителю. Выбор именно
такой последовательности неслучаен.
Согласитесь, мы несравненно чаще говорим, слышим,
читаем о том, как соблюсти интересы и потребности
детей, чем о том, как помочь самим себе. А между
тем опыт моей (и не только моей) практики убедил в
том, что специалист, отвечающий за других людей,
должен прежде всего уметь позаботиться о себе,
иначе о его подопечных позаботиться будет
некому.
Личные приобретения
Есть такой термин: «улучшение качества жизни».
Он мне не очень нравится, но достаточно точно
отражает те изменения, которые неизбежно
происходят с участниками в ходе обучения
(возможно, вам окажется ближе понятие
«личностный рост»). Занятия проводятся в форме
тренинговых групп. А весь первый год обучения
строится на непосредственной терапевтической
работе с участниками группы. То есть вы можете
проработать те проблемные вопросы, которые в
данный момент жизни для вас актуальны.
К счастью, в последнее время все больше людей
обращаются к психологам именно тогда, когда
возникает необходимость, не доводя себя до
состояния пациента психиатра. Даже если мы не
всегда можем позволить себе личного
психоаналитика, уже мало кто будет спорить с тем,
что это было бы неплохо.
Конечно, так называемые заморочки есть у каждого
из нас. Если они грубо не затрагивают важнейших
наших способностей (к самореализации, к
установлению близких, доверительных отношений, к
обеспечению стабильности и творчества), то
придают нам определенный шарм и подчеркивают
нашу неповторимость. Однако те, кто ежедневно
работает с людьми, чаще других испытывают
сложности не только в жизни, но и в работе.
Чем больше у вас слабых мест, тем больше
вероятность, что кто-то случайно вас «зацепит». А
уж если дети захотят устроить вам проверку, а
себе – театр одного актера (в вашем, разумеется,
лице), то без труда вычислят то, что вас больше
всего «цепляет». Даже если им не удастся
превратить урок в поле брани, вы рискуете пойти
на перемену (а возможно, и на следующий урок) с
головной болью и чувством гнева. Простой детский
вопрос: вам это надо?
Профессиональные приобретения
Профилактика профессиональной вредности.
Преподавание было и остается самой незащищенной
профессией.
Во-первых, работая с людьми, вы невольно
заражаетесь их эмоциями, настроением и
состоянием, невольно берете на себя чужие
проблемы. Необходимо уметь их вовремя
сбрасывать, иначе вы окажетесь так перегружены
чужими жизнями, что для своей просто не останется
места.
Основная трудность в том, что мы очень часто
пропускаем момент, когда это «заражение»
происходит. В результате теряем способность
отделять свои переживания от переживаний
другого, не способны сами регулировать тот
уровень эмоциональной вовлеченности, который
можем в данный момент с данным человеком
позволить. И уже чувствуем итог: непонятно кому и
чему адресованное раздражение, беспокойство,
ощущение усталости, подавленности и
бессмысленности одновременно. Это может мешать
настолько, что на некоторое время просто
забываешь, чего же, собственно, хочешь сам.
Во-вторых, работая с детьми, вы отягощены
огромной ответственностью. Причем если родители
отвечают за своих детей, что называется, перед
Богом и людьми, то ответственность учителей
носит и вполне конкретный юридический характер.
В этой ситуации очень важно научиться находить в
своей жизни то, что могло бы вас поддержать и
порадовать. Кажется, это очень просто, но так
часто мы не можем отвлечься от своих проблем даже
тогда, когда решить или сделать ничего
невозможно или поздно, а для отдыха как раз есть
все шансы. Или, не замечая, не находя времени,
проходим мимо тех людей, которые могли бы стать
нашими друзьями и поддерживать нас.
Наконец, вы чаще других сталкиваетесь с
негативными сторонами человеческого общения.
Как говорил, вздыхая, Лис Маленькому принцу, «нет
в мире совершенства». И правда, если вам хамят,
это в любом случае неприятно, но, согласитесь,
можно выйти из эпизода достойно и быстро об этом
забыть, а можно потратить на переживания весь
остаток дня.
Поддержание профессиональной формы
Для нас совершенно очевидно, что, например,
тренер по шейпингу просто обязан содержать себя
в хорошей физической форме, чтобы научить этому
других. Однако специалисты, работающие с людьми,
очень часто стараются дать другим больше, чем
имеют сами. Профессионалам это даже удается, но о
цене, которую они за это платят, знают только они
сами.
У учителей есть масса специальных задач, не
относящихся непосредственно к предмету, решать
которые им приходится постоянно. Если
преподаватель, работающий со взрослыми, еще
может установить формальные отношения,
исключающие какое-либо присутствие его как
человека, то школьный учитель, не способный
достичь какого-то взаимопонимания с детьми,
обречен на провал.
Так что каждый день вы вольно или невольно
отвечаете на массу внутренних вопросов.
Например: как сочетать взаимное доверие и
симпатию с требовательностью? Или как ставить на
место, не обижая и не унижая? Можно ли добиться
того, чтобы дети чувствовали себя свободными и
при этом хоть что-то делали и считались с другими?
Наконец, не мечетесь ли вы сами между позицией
друга и полицейского?
Решение специальных
лично-профессиональных задач
Обычно у каждого из нас есть какой-то свой
пунктик, связанный с нашей собственной историей,
который проявляется в том, что в разных ситуациях
и с разными людьми мы постоянно испытываем одну и
ту же трудность. Например, вы как учитель можете
замечать, что есть определенный возраст, с
которым вам особенно тяжело, а иногда и
невозможно работать (причем это совсем не
обязательно «трудный» подростковый). Или
получаете послания и от детей, и от взрослых, что
вы жесткая, агрессивная, но сами совершенно этого
не замечаете и не можете понять, на что в вашем
поведении люди так отзываются.
Главное умение, которое здесь необходимо, –
умение отличать свою проблему от проблемы
другого. Да, мы имеем право не быть совершенными.
Но это же право имеют и другие люди, и, безусловно,
дети. Тонкость заключается в том, что дети только
учатся понимать себя и осознавать свои действия
и их последствия. Предполагается, что взрослые
уже обладают такой способностью к рефлексии.
Поэтому если вы замечаете, что есть определенный
возраст, или тип ситуаций, или способ поведения,
наконец, тип детей, которые вызывают у вас
напряжение и с которыми выстраиваются не
удовлетворяющие вас отношения, стоит задуматься.
Возможно, в них вы привносите что-то свое, не
относящееся к данной ситуации, но сильно
мешающее и вам, и партнеру по общению. Сложность
состоит в том, что разобраться в этом самому
крайне сложно, поскольку здесь просто необходимо
присутствие другого человека, который помогал бы
вам получить обратную связь, выполняя роль
своеобразного зеркала. А привлекать детей (и даже
коллег) к решению ваших личностных задач не очень
реально и, возможно, не очень этично.
Пожалуй, на этом мы пока остановимся. А в
следующий раз поговорим о детях и о том, что могло
бы помочь вам лучше их понимать и учить.
От редакции. Если у вас появился
интерес к гештальттерапии или желание
участвовать в обучающей группе, информацию об
обучении вы можете получить в Московском
гештальтинституте по телефонам:
128-42-26 или 946-17-23.
|