С чего начинается школа для учителя?
Наверное, у всех по-разному. Ведь окончание
педагогического института необходимое, но
далеко не достаточное условие. Начав размышлять
о том, как я входила в профессию, с прискорбием
поняла, что, придя сразу после института в
школу-интернат, учителем была только по
должности. То есть я, конечно, более или менее
освоила дидактическо-методическую премудрость,
но к встрече с тридцатью второклассниками
интернатского образца была совершенно не готова.
К тому, например, что в девять лет человек совсем
не умеет читать, из-за пустяка может закатить
грандиозную истерику с битьем стекол, к тому, что
бывают родители, которые пьянствуют, дерутся и
выгоняют детей из дому. Короче говоря, почти все
ребята из моего класса имели кучу проблем:
логопедических, психологических, семейных и за
свою жизнь неприятностей и бед натерпелись
гораздо больше, чем я. И всех их нужно было
научить. Сразу понятно, что моей институтской
методики с дидактикой было явно маловато.
Спас положение воспитатель, работавший в этом же
классе. С его помощью я начала понимать то, чему
не учат, да и не могут научить в институте.
Процесс был долгим и малоприятным. Я бы даже
сказала, это было ужасно. Вообще-то принято
думать, что, обучая молодого специалиста, старший
коллега должен мягко и мудро направлять,
подсказывать и так далее. Ничего подобного!
В конце моего первого рабочего дня явился мой
коллега и задал детям простой такой вопрос: чем
вы сегодня занимались на уроках? Я не могла в это
поверить, но ученики мои не поняли ни-че-го. Мало
того, они даже не помнили, о чем шла речь. Но ведь
я-то все делала правильно, вернее, так, как
положено, я так хорошо объясняла и была искренне
уверена, что почти все поняли.
На следующий день повторилось то же. И через
неделю. И через две.
Как я не сбежала, не знаю, удивляюсь до сих пор.
Наверное, не хотелось уходить побитой. Да и
притязаний, и профессионального честолюбия не
было – какой с меня спрос, со вчерашней
студентки. Так, совсем юные теннисистки, чудом
оказавшиеся в финале, чувствуют себя гораздо
свободнее признанных чемпионок – не стыдно
проиграть, реноме не испортишь, потому что его
нет. И благодаря этому выигрывают.
А поскольку сосредоточилась я не на уязвленном
самолюбии, постепенно смогла перестроиться с
“почему они не...” на “что я делаю не так”. И,
подгоняемая мыслью о предстоящем “разборе
полетов”, стала потихоньку придумывать и
пробовать способы работы, пригодные не для детей
вообще, а именно для этих детей и для меня тоже.
Что-то из этих ноу-хау использую до сих пор. И
пытаюсь удерживать в себе настрой на то, что если
ребята чего-то не поняли, значит, я им плохо
объяснила.
Я уже давно сама задаю классу вопросы,
приводившие меня в юности в такой ужас. И труднее
всего привыкаю к тому, что результат блестящего,
по моим представлениям, урока может оказаться
почти нулевым.
В конце концов, сложнее всего быть честным с
самим собой. И если после вчерашнего урока класс
ничего не понял, нечего делать вид, что все в
порядке, и объявлять следующую тему. Самое
правильное тут – выяснить реальное положение
вещей и руководствоваться им, а не поурочным
планом.
Для меня только в этом случае работа становится
осмысленной.
Вот и вся история моего нетипичного вхождения в
профессию. Хотя почему нетипичного? От многих я
слышу о том, что воспитание хорошего учителя –
это “ручная работа” и понять что-то важное в
нашей профессии можно только встретив человека,
который станет для тебя учителем.
|