Чему может научить улица?
Не спешите привычно качать головой,
ведь сегодняшний наш рассказ – о Школьной улице
в голландском городе Нардене
Представьте себе, что вы ведете свое
юное создание в школу не в семь лет, а в четыре
года. Именно так поступают голландские мамы и
папы – ведь то, что в Нидерландах называют
базовым образованием, начинается для ребенка
именно в четыре и заканчивается в двенадцать лет.
Но прежде чем записать малыша в школу, на
семейном совете решается важный вопрос – в
какую.
В небольшом даже по голландским размерам городе
Нардене есть улица, которая так и называется –
Школьная.
Каких только школ нет на Школьной улице!
Голландия – небольшая страна, по территории
может сравниться с нашей Москвой и Московской
областью. И из 7900 базовых школ, которые открыты
там для детей, 28 работают по системе Френе, 80 –
вальдорфские, 100 – по Дальтон-плану. Добавим к
этому 150 школ Монтессори и 200 – Петера Петерсена.
Голландцы считают, что все эти школы не похожи
друг на друга и вместе составляют некую
типологию. Родители выбирают не просто школу для
своих детей, а именно систему их дальнейшего
воспитания и образования. На Школьной улице в
Нардене есть по одной школе каждого типа.
Выбор для родителей и детей, как видим, большой.
Но если ребенка все-таки решили учить
традиционно, то все понимают, что 7400 самых
обычных школ страны работают все равно с
использованием этих образовательных систем.
Например, считается обычным, что в несколько
экзотической школе Платона, где дети плюс ко
всему обучаются индийским танцам и санскриту,
или в соседней свободной школе Песталоцци на
полках в классе для шести-семилетних стоят
дидактические пособия М. Монтессори.
Разумеется, такое разнообразие базового
образования возможно только при активном
включении родителей и общественности в
образовательный процесс. В школе Платона
невозможно сдать ребенка “в камеру хранения с
восьми до трех”. Мамы помогают во всем, включая
участие в работе института развития учебных
планов, который, кстати, является
негосударственным органом представительства
родителей и учителей.
Вторая ступенька учебной карьеры юного
голландца
После базовой школы, то есть с 12 лет,
голландцы учатся до 18–20. Это так называемое
продолженное образование, состоящее из двух фаз.
На первой фазе четыре типа школ: школы
подготовительного научного образования. Ребята
здесь учатся шесть лет и затем поступают в
университет. Школы высшего общего продолженного
образования, откуда можно поступить в высшее
профессиональное учебное заведение. Здесь
учатся пять лет. И четырехлетние школы среднего
общего продолженного образования. Наконец,
подготовительное профессиональное образование.
На второй фазе продолженного образования уже
пять типов школ.
После школы подготовительного
профессионального образования можно пойти в две
школы на выбор. В одной за три года станешь
специалистом в области определенной профессии. В
другой за три-четыре года станешь специалистом
более широкого профиля в аграрном секторе,
техническом, экономико-административном, в
области здравоохранения или обслуживания
населения.
Если тебе 16 лет и по каким-то причинам ты выбыл из
образовательного процесса на первой фазе
продолженного образования, если ты не выбрал
профессию или место дальнейшего продолжения
учебы, тебя ждет школа просветительной работы с
молодежью, в которой тебе помогут и
адаптироваться, и сориентироваться в непростой
даже в Голландии жизни.
Если же с тобой все в порядке, то на второй фазе
продолженного образования ты учишься в двух
старших классах школы научного образования,
которая ориентирует на научно-исследовательскую
деятельность в университете, или в двух старших
классах школы высшего общего профессионального
образования и после получения аттестата
становишься студентом высшего
профессионального учебного заведения и за
четыре года приобретаешь высшее
профессиональное образование либо социальное,
либо экономическое, медицинское, педагогическое,
сельскохозяйственное, техническое.
У тебя есть свой курс? Дети готовы,
дерзай!
Несколько слов о голландских школьных
учителях. Это удивительно творческие люди. У них
так принято – самостоятельно придумывать и
осуществлять собственные учебные программы для
учеников. Можно придумать отдельный урок, а можно
– целый учебный курс, если таковой требуется
детям, с которыми учитель работает. У голландских
учителей есть свой журнал “Народное
образование”. Бывает, именно это издание
становится инициатором семинаров и выездных
мастер-классов, которые школьные учителя
стремятся не пропустить. А если им не подходит
цена номера в гостинице, где проводится семинар,
то ставят палаточку в автокемпинге и бегут утром
на конференцию. Свободные и увлеченные.
Об одном из таких учительских семинаров мы
обязательно расскажем вам на страницах вкладки
“Школа для учителя”.
|