Средняя школа с финским акцентом
В ней меньше занятий, меньше нагрузки,
меньше строгости и оценок. А полезных знаний и
навыков, как ни странно, получается все равно
больше...
Все и некоторые
Слова “первое сентября” для финских
школьников ничего особенного не значат, потому
что учебный год в Финляндии начинается в августе
(а заканчивается в мае – начале июня). Маленькие
финны приходят в первый класс первой (младшей)
ступени основной школы в семилетнем возрасте.
Основное обучение рассчитано на девять лет,
после чего можно продолжить учиться в профильных
школах или поступить на работу.
В коридорах финской школы запросто можно
встретить ребенка в инвалидной коляске, которую
везет учитель или одноклассник. Дети с
незначительными нарушениями двигательного
аппарата, зрения, слуха учатся в обычном классе
основной школы. Для них в штате предусмотрен
отдельный учитель, но это не значит, что
ребятишки изолированы от остальных. Они вместе
играют и общаются, вместе решают учебные задачи.
Младшие классы
Первые два года – время привыкания к школьному
миру, предметов совсем немного, а уроков всего
четыре каждый день.
Основные предметы для маленьких – родной язык,
математика, мир вокруг нас и религия, а также –
ремесла, искусство и физкультура (не меньше двух
уроков в неделю). Никаких отметок в это время дети
не получают. Они появляются впервые только во
втором семестре третьего класса (высший балл –
десятка, низший – четверка). Отдельно
оцениваются поведение, прилежание и внимание, но
в итоговый аттестат выставляются только отметки
по предметам. С третьего класса в расписании
появляется иностранный язык, как правило
английский, хотя бывают варианты немецкого,
французского и даже русского. В это же время
начинается изучение второго государственного
языка – шведского и предмета с непривычным
названием “общественные навыки”, благодаря
которому ребята узнают, как с умом тратить
деньги, договариваться об общем деле, разделять
ответственность и так далее. Кроме того, в рамках
этого предмета происходит первоначальная
профориентация с практическим знакомством с
разными видами деятельности (помните
существовавшие и у нас прежде экскурсии на
заводы, в прачечную и парикмахерскую, теперь
совсем исчезнувшие?).
В пятом и шестом, последнем классе начальной
школы увеличивается количество уроков
искусства, появляется история, зато основы
вероучения преподаются теперь раз в неделю, и так
остается до самого выпускного класса.
Сравнивая финский школьный распорядок жизни с
нашим, понимаешь, насколько он более щадящий.
Особенно это видно по расписанию
четвертых–шестых классов. Для наших
десяти-двенадцатилетних учеников шесть-семь
уроков в день – давно уже не экстремальная
ситуация, а обыденная реальность. У финских же
шестиклассников – максимум пять ежедневных
уроков при пятидневной учебной неделе. Урок
формально длится 60 минут, но четверть урока
всегда специально тратится на обсуждение
внутриклассных проблем. Иногда эти свободные
четверти складываются в один урок для
разговоров, вроде нашего классного часа. Кроме
того, существуют ежедневные “утренники” для
создания настроя на работу и обсуждения
прожитого дня. Здесь же обычно обмениваются
впечатлениями от выходных дней и каникул.
Каникулы, как и положено, четыре раза в год,
причем это никак не связано с делением учебного
года на части. Здесь нет понятия “четверть”, а
есть студенческое слово “семестр” – осенний и
весенний, по окончании которых выставляются
отметки. Рождественские каникулы начинаются
школьной елкой, проведение которой настоятельно
рекомендовано учителям образовательными
управленцами (так же как и организация итоговой
выставки ученических работ перед роспуском на
лето, и постановка детских спектаклей).
После шестого
Обучение на второй ступени продолжается три
года (седьмой, восьмой, девятый классы).
Появляются учителя-предметники (до этого ими
могли быть только мастера ремесел или
преподаватели живописи, музыки, движения) и новые
дисциплины – второй иностранный язык, физика,
химия, история, биология, география,
профориентация (теперь уже на более серьезном
уровне, с возможностью социальной практики).
Кроме того, на многочисленных факультативных
курсах можно осваивать латынь, разнообразные
ремесла, садоводство, домоводство, основы
торговли, машинопись. Но, несмотря на
увеличившееся количество изучаемых предметов,
продолжительность учебного дня – максимум шесть
(в редких случаях семь) часов.
Отметки теперь имеют уже большее значение, от них
зависят переход из класса в класс и возможность
последующего поступления в гимназию, лицей или
профессиональное училище после девятого класса.
Если отметка по какому-нибудь предмету
неудовлетворительная, ученик должен сдать
экзамен, по результатам которого он переводится
в следующий класс. Точно так же можно сдать
экзамены по всем предметам, вовсе не посещая
школу, а обучаясь дома, и получить
государственный аттестат.
Характерная черта старших классов – институты
ученического самоуправления. Первые попытки их
организации происходят в конце начальной школы,
но это скорее игра или учебная задача. А в старших
классах ученический совет- реально действующий
институт, от которого зависит повседневная
школьная жизнь. Классный руководитель старается
не вмешиваться, лишь оказывая помощь при решении
спорных вопросов и обеспечивая техническую
поддержку детских идей. Кроме того,
старшеклассники участвуют в работе школьной
дирекции, регулирующей все аспекты
внутришкольной жизни.
Педагогические собеседования
В финской школе нет практики привычных нам
родительских собраний, где у всех на виду
распекают или хвалят того или иного ребенка. Все,
что касается продвижения ученика в
образовательном пространстве, его успехов и
поведения, всегда обсуждается в индивидуальном
порядке. В Финляндии, как и во многих других
европейских странах (например, Голландии или
Германии), существует практика индивидуальных
собеседований, когда родители ребенка приходят
поговорить с учителем за чашкой кофе, вместе
обсуждают проблемы и ищут пути их решения. Даже
если у ребенка сложности с самоорганизацией и
дисциплиной, если он часто дерется и доставляет
массу неприятностей – это еще не повод для
учителя исправлять его по своему усмотрению. В
инструкциях для преподавателей содержится
весьма поучительная ремарка: “Прежде чем
применять дисциплинарные наказания, учащегося
следует выслушать (!) и выяснить все факторы,
связанные с этим нарушением”. Даже если это
банальная мальчишеская драка – вдруг были
веские причины подраться?
Кроме того, по меньшей мере раз в год родители
могут прийти к директору, чтобы обсудить с ним не
только учебу собственного ребенка, но и
особенности программы и возможности
сотрудничества.
Родители вообще имеют возможность оказывать
существенное влияние на жизнь школы, участвуя в
работе органов школьного самоуправления, в
частности школьной дирекции, в которую входят
учителя, родители (не меньше трех человек), два
старшеклассника и директор школы.
Школьная дирекция отчитывается в своей работе
перед выборной школьной комиссией местного
муниципалитета. Следующая ступенька
управленческой лестницы – школьные отделы
губернских правлений. А высшее руководство и
контроль за деятельностью школ осуществляют
Школьное управление и Министерство просвещения
Финляндии.
|