Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Елена ЛИТВЯК

Средняя школа с финским акцентом

В ней меньше занятий, меньше нагрузки, меньше строгости и оценок. А полезных знаний и навыков, как ни странно, получается все равно больше...

Все и некоторые

Слова “первое сентября” для финских школьников ничего особенного не значат, потому что учебный год в Финляндии начинается в августе (а заканчивается в мае – начале июня). Маленькие финны приходят в первый класс первой (младшей) ступени основной школы в семилетнем возрасте. Основное обучение рассчитано на девять лет, после чего можно продолжить учиться в профильных школах или поступить на работу.
В коридорах финской школы запросто можно встретить ребенка в инвалидной коляске, которую везет учитель или одноклассник. Дети с незначительными нарушениями двигательного аппарата, зрения, слуха учатся в обычном классе основной школы. Для них в штате предусмотрен отдельный учитель, но это не значит, что ребятишки изолированы от остальных. Они вместе играют и общаются, вместе решают учебные задачи.

Младшие классы

Первые два года – время привыкания к школьному миру, предметов совсем немного, а уроков всего четыре каждый день.
Основные предметы для маленьких – родной язык, математика, мир вокруг нас и религия, а также – ремесла, искусство и физкультура (не меньше двух уроков в неделю). Никаких отметок в это время дети не получают. Они появляются впервые только во втором семестре третьего класса (высший балл – десятка, низший – четверка). Отдельно оцениваются поведение, прилежание и внимание, но в итоговый аттестат выставляются только отметки по предметам. С третьего класса в расписании появляется иностранный язык, как правило английский, хотя бывают варианты немецкого, французского и даже русского. В это же время начинается изучение второго государственного языка – шведского и предмета с непривычным названием “общественные навыки”, благодаря которому ребята узнают, как с умом тратить деньги, договариваться об общем деле, разделять ответственность и так далее. Кроме того, в рамках этого предмета происходит первоначальная профориентация с практическим знакомством с разными видами деятельности (помните существовавшие и у нас прежде экскурсии на заводы, в прачечную и парикмахерскую, теперь совсем исчезнувшие?).
В пятом и шестом, последнем классе начальной школы увеличивается количество уроков искусства, появляется история, зато основы вероучения преподаются теперь раз в неделю, и так остается до самого выпускного класса.
Сравнивая финский школьный распорядок жизни с нашим, понимаешь, насколько он более щадящий. Особенно это видно по расписанию четвертых–шестых классов. Для наших десяти-двенадцатилетних учеников шесть-семь уроков в день – давно уже не экстремальная ситуация, а обыденная реальность. У финских же шестиклассников – максимум пять ежедневных уроков при пятидневной учебной неделе. Урок формально длится 60 минут, но четверть урока всегда специально тратится на обсуждение внутриклассных проблем. Иногда эти свободные четверти складываются в один урок для разговоров, вроде нашего классного часа. Кроме того, существуют ежедневные “утренники” для создания настроя на работу и обсуждения прожитого дня. Здесь же обычно обмениваются впечатлениями от выходных дней и каникул.
Каникулы, как и положено, четыре раза в год, причем это никак не связано с делением учебного года на части. Здесь нет понятия “четверть”, а есть студенческое слово “семестр” – осенний и весенний, по окончании которых выставляются отметки. Рождественские каникулы начинаются школьной елкой, проведение которой настоятельно рекомендовано учителям образовательными управленцами (так же как и организация итоговой выставки ученических работ перед роспуском на лето, и постановка детских спектаклей).

После шестого

Обучение на второй ступени продолжается три года (седьмой, восьмой, девятый классы). Появляются учителя-предметники (до этого ими могли быть только мастера ремесел или преподаватели живописи, музыки, движения) и новые дисциплины – второй иностранный язык, физика, химия, история, биология, география, профориентация (теперь уже на более серьезном уровне, с возможностью социальной практики).
Кроме того, на многочисленных факультативных курсах можно осваивать латынь, разнообразные ремесла, садоводство, домоводство, основы торговли, машинопись. Но, несмотря на увеличившееся количество изучаемых предметов, продолжительность учебного дня – максимум шесть (в редких случаях семь) часов.
Отметки теперь имеют уже большее значение, от них зависят переход из класса в класс и возможность последующего поступления в гимназию, лицей или профессиональное училище после девятого класса. Если отметка по какому-нибудь предмету неудовлетворительная, ученик должен сдать экзамен, по результатам которого он переводится в следующий класс. Точно так же можно сдать экзамены по всем предметам, вовсе не посещая школу, а обучаясь дома, и получить государственный аттестат.
Характерная черта старших классов – институты ученического самоуправления. Первые попытки их организации происходят в конце начальной школы, но это скорее игра или учебная задача. А в старших классах ученический совет- реально действующий институт, от которого зависит повседневная школьная жизнь. Классный руководитель старается не вмешиваться, лишь оказывая помощь при решении спорных вопросов и обеспечивая техническую поддержку детских идей. Кроме того, старшеклассники участвуют в работе школьной дирекции, регулирующей все аспекты внутришкольной жизни.

Педагогические собеседования

В финской школе нет практики привычных нам родительских собраний, где у всех на виду распекают или хвалят того или иного ребенка. Все, что касается продвижения ученика в образовательном пространстве, его успехов и поведения, всегда обсуждается в индивидуальном порядке. В Финляндии, как и во многих других европейских странах (например, Голландии или Германии), существует практика индивидуальных собеседований, когда родители ребенка приходят поговорить с учителем за чашкой кофе, вместе обсуждают проблемы и ищут пути их решения. Даже если у ребенка сложности с самоорганизацией и дисциплиной, если он часто дерется и доставляет массу неприятностей – это еще не повод для учителя исправлять его по своему усмотрению. В инструкциях для преподавателей содержится весьма поучительная ремарка: “Прежде чем применять дисциплинарные наказания, учащегося следует выслушать (!) и выяснить все факторы, связанные с этим нарушением”. Даже если это банальная мальчишеская драка – вдруг были веские причины подраться?
Кроме того, по меньшей мере раз в год родители могут прийти к директору, чтобы обсудить с ним не только учебу собственного ребенка, но и особенности программы и возможности сотрудничества.
Родители вообще имеют возможность оказывать существенное влияние на жизнь школы, участвуя в работе органов школьного самоуправления, в частности школьной дирекции, в которую входят учителя, родители (не меньше трех человек), два старшеклассника и директор школы.
Школьная дирекция отчитывается в своей работе перед выборной школьной комиссией местного муниципалитета. Следующая ступенька управленческой лестницы – школьные отделы губернских правлений. А высшее руководство и контроль за деятельностью школ осуществляют Школьное управление и Министерство просвещения Финляндии.



Рейтинг@Mail.ru