Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Что хочет изменить “Эврика”?

Прежде всего – наше отношение к образованию и отношение власти к инновационным идеям

20 октября начинается очередной, уже десятый фестиваль “Авторская школа Эврика-2000”.
Первый был “Эврика-88”, а с 1997 года победители конкурса “Авторская школа” становятся федеральными экспериментальными площадками.
И сегодня в каждом регионе проходят конкурсы инновационных образовательных проектов и создаются сети экспериментальных площадок.
Мы решили, что описание механизма “Авторской школы” и самой эвриканской технологии может помочь созданию школьных, муниципальных и региональных проектов развития образования.

Эвриканская технология развития инновационного образования
Идея “Авторской школы” родилась в середине восьмидесятых годов в редакции матвеевской “Учительской газеты”. Суть ее состоит в том, чтобы дать возможность школьным авторским инициативам превратиться в системные проекты.
Каждый год в январе объявляется прием заявок от авторов (школ, муниципальных управлений, регионов) – прием культурно-образовательных инициатив, как теперь это называют.
Каждый год в апреле происходит традиционный эвриканский семинар “Эврика-авангард”. Собираются авторы, прошедшие первый заявочный тур конкурса, и вместе с экспертами (за эти годы сформировался круг опытных и подтвердивших свою квалификацию экспертов) согласовывают то, как описание идеи превратить в проект. Наверное, это единственный конкурс в мире, когда эксперты и авторы вместе обсуждают, как лучше написать проект, который потом будет экспортироваться.
После “Эврики-авангарда” авторы пишут проекты, которые попадают в Институт образовательной политики “Эврика” в начале лета, а до конца августа проходит экспертиза. При этом группа экспертов составляется следующим образом. Одного эксперта выбирает автор проекта. Второго назначает орган управления образованием из территории, откуда пришел проект, третий эксперт выбирается Советом сети ФЭП по согласованию с Министерством образования.
Авторский проект, в котором описаны сама идея, экспериментальная программа, изменения, к которым она приведет, и многое другое, попадает по очереди к трем экспертам, и простое наложение трех оценок (три плюса, два плюса – один минус, один плюс – два минуса, три минуса) приводит к тому, что проект либо проходит на третий тур, либо нет.
Третий тур – самое интересное, традиционно он проходит осенью в форме фестиваля “Авторская школа Эврика”. Все участники фестиваля – авторы проектов, эксперты, просто гости – становятся временными участниками всех авторских проектов. Задача третьего тура фестиваля “Авторская школа” в том, чтобы проекты моделировали себя. Погружали всех участников в действующую модель того, что произойдет в школе, если проект будет реализовываться. Это не единственная возможность защиты проекта на третьем туре. Моделирование – это возможность, а не обязанность. У каждого автора есть право представлять свой проект в любой другой форме. Итак, весь конкурс состоит из трех туров.
Первый – короткое описание идеи в заявке.
Второй – развернутое описание экспериментальной программы в проекте.
Оба тура – заочные, бумажные.
Третий тур – очная защита, представление модели проекта или другая форма вовлечения всех экспертов (официальных и общественных) в оценку значимости проекта и для детей, и для системы образования Российской Федерации.

Экспериментальная педагогика

В эвриканской сети сложилось определенное видение экспериментальной педагогики, инновационного образования. Экспериментальная педагогика – это не столько проверка научных гипотез и предположений, сколько совместная экспериментальная деятельность ребенка и взрослого.
Образовательная деятельность, в основе которой лежит совместный детско-взрослый эксперимент, – это и есть результат работы экспериментальной площадки.
Школа – не исследовательский институт, не лаборатория. В школе реализуются образовательные программы, которые, впрочем, могут быть основаны на экспериментальной деятельности. Строить свое образование как эксперимент, а не как пассивное восприятие готовых сведений и норм – в этом главное отличие экспериментальной педагогики от традиционной.
При этом важно понимать, что экспериментальная школа не лучше и не хуже традиционной. Но есть ученики, есть дети, для которых более органично, более эффективно такое образование, когда вокруг учителя и ученика возникает мощное творческое, креативное поле – поле поиска и эксперимента, поле особого, неопределенного, быстро меняющегося содержания образования.

Отношения с министерством

Сеть экспериментальных площадок, в свою очередь, полигон выстраивания отношений ведомства и профессионально-общественных инициатив. Собственно говоря, когда в 1997 году “Эврика” предложила Министерству образования соединить идею конкурса “Авторской школы” с идеей федеральных экспериментальных площадок, сверхзадачей было развитие механизма государственно-общественного управления школой, образованием в целом. Это очень важный и обеим сторонам необходимый механизм. Без административной поддержки ведомства, к сожалению, ни один инновационный проект в России осуществиться не может.
Это очень плохая черта нашей системы образования. Если говорить о тех системных изменениях, которые могут составить суть школьной реформы, то главное системное изменение может состоять как раз в том, чтобы общественно-профессиональная инициатива могла бы быть реализована через поддержку общества, а не ведомства. Для этого нужны особые общественные образовательные институты, которые могут давать путевку в жизнь инициативам профессионалов. Но ведомство такие общественные институты создавать не хочет. Ведомство хочет остаться монополистом в распределении административного ресурса. Фактически управленческое сознание ведомства (такой виртуальный министр образования) не может себе представить, что административным ресурсом будет распоряжаться, например, группа родителей, или сельский сход, или бизнес-ассоциация. Для виртуального министра образования такая ситуация означает потерю управляемости системы.
А при нынешней системе распределения материальных ресурсов это действительно так. Нет никаких механизмов (легальных!) финансового и материального обеспечения неведомственных инициатив. Что делать?
Естественное движение ведомства – переслать все инновации в министерскую систему повышения квалификации и там наладить внедрение в массовую практику. Даже не специалисту по инноватике понятно, что помещение нового подхода в старую, консервативную систему превращает любой инновационный подход в свою противоположность.
А поскольку ни стилистика, ни содержание экспериментальных и инновационных проектов не совпадают с административно-бюрократической стилистикой ведомства, то к инновациям выдвигаются требования унифицированного оформления проектов в стилистике квазинаучных трудов на мертвом языке педагогических диссертаций.
Складывается опасная тенденция: чтобы инновационные проекты могли попасть в стилистику Минобразования, они должны стать похожи на традиционные бесполезные и бессодержательные программы и концепции.
А ведь самым эффективным способом поддержки инновационной сети федеральных экспериментальных площадок явилось бы решение вопроса о системе аттестации школ и педагогов сети. Но об этом даже речи нет.
Оператором тaкoгo взаимодействия выступал и продолжает выступать Институт образовательной политики «Эврика». В рамках «Эврики» – не только института, но и сети инновационных школ – и была создана концепция этого механизма. Концепция основана на построении сети открытого образования, межрегиональной системы научно-методической поддержки и научно-общественной экспертизы.
Сейчас весь материал скапливается на страницах сайта www.1september.ru, в журнале «Перемены» и в газете «Управление школой».
...20 октября в «Эврику» съедутся представители экспериментальных площадок для обсуждения отчетов о своих работах, а также состоится III Всероссийский семинар попечителей.
А 25 октября откроется третий тур конкурса. Сеть развивается и автономизируется. В проекте бюджета 2001 года в последний момент появилась поправка, согласно которой 10% дополнительных средств, полученных правительством, будет направлено на образование. Как нам сообщил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, 200 миллионов рублей из этих денег может быть направлено на развитие сети ФЭП.
Может быть, это начало нового этапа развития отношений между ведомством и инновационным движением?
По крайней мере это первое свидетельство того, что эвриканская сеть нужна реформе.
А это знак того, что и реформа нужна нашему сообществу. Мы готовы сотрудничать, но не готовы быть послушным орудием аппаратно-бюрократических игр.
Неужели это до сих пор не ясно?



Рейтинг@Mail.ru