В этот день в Доме учителя, в центре Москвы
В день рождения Симона Львовича мы встретились
у его могилы на Востряковском кладбище.
Все эти три года мы приходили к нему 18 октября,
когда осень уже разделалась со всеми иллюзиями. И
облетевший серый лес под моросящим дождем был
совсем другим. А сегодня, казалось, и солнца не
нужно – все и так залито праздничной
ослепительно-желтой березовой, осиновой,
кленовой листвой.
Тепло и свет, поет скрипка, и черный мрамор снова
засыпан свежими цветами, и кто-то принес святой
воды и зажег маленькие свечи, в прозрачные
пластиковые стаканы разлили сладкое церковное
вино. И кто-то берет слово и в середине речи не
может выговорить “буду пом-нить веч-но”, и как не
было четырех лет – тот же спазм хватает за горло,
та же боль заливает душу. Нам только кажется, что
все проходит.
– Дорогой мой человек, я преклоняюсь перед твоей
памятью...– это Шалва Амонашвили.
Это мог бы быть юбилей.
А вечером мы собрались в Доме учителя в центре
Москвы.
Как-то так получилось, что никто из нас толком не
знал, где искать это здание. “Рядом с “Детским
миром”, – бестолково объясняли мы друг другу по
телефону. – А еще журналистами называемся. В
общем, адрес по справочнику: Пушечный переулок,
4”.
Как-то так получилось, что ни на одной из
официальных церемоний, которые там проводились и
на которые нас часто приглашали, никто из нас так
и не побывал. И было в этом символическое
совпадение с тем, что все соловейчиковское
всегда шло отдельно от
официально-педагогической парадной мысли,
которая витала-обитала неизвестно где. Где-то
там, рядом с детским миром. Не пересекаясь с миром
детства.
И все-таки чудесный старинный особняк на мощеной
улочке был рад странно смешанному обществу своих
гостей – студенческой молодежи и старых друзей
дома, учеников, сотрудников, детей... И съемочная
группа канала “Культура” пытала Николая
Крыщука:
– Вы могли бы назвать себя учеником Соловейчика?
– Мы все его ученики, – растерянно отвечал он (и
мне вспомнилось соловейчиковское: “Я о любви не
пишу, – с хитрой усмешкой. – О любви у нас лучше
всех пишет Николай Крыщук!”). И подумалось: здесь
правда все его ученики, даже те, кто его старше. И
в то же время все – действительно семья, потому
что нельзя было знать его и не любить, и не
чувствовать с ним родства, заниматься вместе с
ним педагогикой, работать в редакции и не
чувствовать себя дома, с родными людьми. Потому
что педагогика по Соловейчику – это вообще
семейное дело.
– В экспедиции для нас с Матвеем было настоящим
откровением то, насколько действительно
известно имя отца. Были казусные ситуации, когда
при знакомстве люди не слышали Артем, а слышали
только Соловейчик, – разводит руками главный
редактор “Первого сентября”. – Совершенно
серьезно принимали меня за автора книг и статей
отца: “Конечно, мы читали ваши статьи! Это
замечательные вещи!” Я первое время верил, что
это обо мне, и приосанивался, но потом уже был
наготове. “...еще в 60-м году!” – продолжали они, не
замечая явной невозможности моих статей в 60-м
году по причине несерьезности возраста. И я не
знал, что делать, и не хотел их огорчать.
Вот так имя Соловейчика существует уже даже вне
его самого, вне границ его собственной жизни и
возраста. То, что отец написал и сделал, настолько
больше его самого, что уже вышло за пределы его
биографии и потому живет своей собственной
жизнью, независимо от него. И одновременно это он
сам. Поэтому до сих пор многие даже не знают о его
уходе.
– Потому что люди уходят по-разному, – объясняет
Николай Петрович Гузик. – Кто-то уходит навсегда,
и о нем забывают. А кто-то уходит, чтобы вернуться
к нам в другом качестве и остаться с нами
навсегда. Как Симон Львович. Во времена гонений
на всех, кто хотел как-нибудь улучшить нашу жизнь,
он как-то почувствовал меня, нашел в провинции,
защитил, поддержал. Все, что мне удалось, я сделал
благодаря ему. И это могут сказать о себе многие.
– Только я знаю, каким он был бойцом! –
вспоминает Виктор Федорович Шаталов. – Как он
вел себя с сильными мира сего – это вообще
отдельная тема. А скромность его! Помню, Академия
наук, в президиуме – Столетов, Маркушевич ведет
заседание. Симон Львович садится в последнем
ряду. Выступление в школе, битком набитый зал, и
Соловейчик – в самом углу. Идет обсуждение его
пьесы “Печальный однолюб” в Центральном
детском театре, выступают министры, замы
министров, академики. А он, как сейчас помню,
стоит у двери и тихо улыбается. Говорят плохо –
молчит, хорошо говорят – виду не подает, что для
него это что-то значит. Мы до сих пор не знаем
Симона Соловейчика, вот что я вам скажу.
Расспросить всех, кто знал Симона Львовича,
записать воспоминания пока не поздно – вот что
нужно сделать, считает Виктор Федорович.
– Каждый из нас, кто знал Соловейчика, хранит в
душе что-то сокровенное, что-то свое, связывающее
его с Симоном Львовичем. Каждый может рассказать
что-то такое, чего не знает никто другой, –
соглашается Василий Кольченко. – И каждый знает,
что он для Симона Львовича был особым человеком.
Какой-то дар был у Соловейчика – отдавать
человеку всю душу. Не кусочек души, не часть, а всю
целиком. Эта душевная щедрость была каким-то
чудом, и она делала щедрее всех, кого касалась.
По мнению Шалвы Амонашвили, то, что сделал для нас
Симон Соловейчик, – не история, не может быть
историей:
– Потому люди и спрашивают, чем занят сегодня
Симон Львович, и долго будут спрашивать, что он
пишет. Такие люди не могут уйти совсем из нашей
жизни. Они не умирают, они приходят, чтобы
исполнить свою миссию, а потом уходят, чтобы
продолжить ее на другом уровне.
...И торопясь, пока воспоминания не стали совсем
печальными (день рождения же!), Лев Вячеславович
Виноградов, получив микрофон, речей говорить не
стал.
– Быстренько встали в круг! – хлопнул он в
ладоши. – Взялись за руки! – и ударил по клавишам
что-то эдакое, отчего сам рояль чуть не пустился
галопом. – Стоп! Остановились и обнялись!
Поменяли партнера, поклонились, сделали ему
благодарственно ручкой, послали ему улыбочку,
вот так и пляшем дальше!! – Солидные люди, смеясь,
как маленькие, вели хоровод.
А вы попробуйте, попробуйте один из этих
виноградовских педагогических фокусов!
Посмотрите, что останется от вашей печали, когда
вы обниметесь с незнакомым человеком, отвесите
ему поклон и сделаете благодарственно ручкой,
улыбочку вот так и помчитесь в хороводе дальше!
...По Пушечному переулку за версту неслось
“Бессаме мучо” в исполнении Хорхе Фернандеса.
Однокурсник Артема, американский врач-терапевт,
приехал, чтобы спеть песни, которые пел когда-то
для Симона Львовича. От его баса дрожали стекла.
– Подумать только, – сказал кто-то из гостей. –
Мы празднуем день рождения человека, которого
нет.
И это было правдой и неправдой одновременно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|