Освободите сердце ребенка от страха
– Однажды Януш Корчак, врач по образованию,
привел к своим студентам на лекцию маленькую
девочку. Поставил ее на стул в рентгеновском
кабинете и сказал: «Посмотрите, как бьется сердце
этого ребенка». А сердце у трехлетнего ребенка
занимает половину грудной клетки. Оно гулко
стучало, а Корчак продолжал: «Источники этого
страха – мы, взрослые. Когда мы гневаемся, ему
страшно, а страх тормозит развитие ребенка. Мы об
этом должны помнить. Всегда». В этом поступке
Корчака – вся суть его педагогики, которой
пронизана теперь работа всех общественных
движений его имени, – тихо, но, как всегда,
эмоционально говорит Ирина Дмитриевна Демакова,
доктор наук, президент Международного
молодежного центра Корчака.
Кажется, будто вчера она покинула этот класс (а
прошел целый год), но так же многолюдно в
аудитории, и снова фотоснимки на стенах, любимый
корчаковский флаг, гитара в углу и... великая
радость от встречи.
Михаил Эпштейн (Санкт-Петербург):
– Прежде наши корчаковцы работали по отдельным
проектам, но теперь у нас тоже есть свой Дом
Корчака, где все эти проекты нашли воплощение.
Примеры: программа для подростков детских домов
и интернатов города, специальная программа для
педагогов этих домов и их поддержка, программа
для родителей «Доброе начало», которая собирает
родителей, детей, выпускников интернатов.
Выходит газета «Добрый день», наверное,
единственная в стране, которая обращена к этой
аудитории. Обо всем не расскажешь, приезжайте –
увидите сами. И Михаил вытаскивает пачку
буклетов о питерском движении.
Ирина Тетенева (Курск):
– Ядро нашего общества – студенты
Педагогического университета. Работа построена
на эстафетной основе: оканчивая вуз, ребята
передают свой опыт младшим, но при этом сами
остаются с нами. Адрес нашей заботы –
гематологическое отделение детской областной
больницы. Это четырнадцать палат, где сорок
маленьких, иногда безнадежных пациентов с
заболеваниями крови. Дети практически прикованы
к постели: капельница, кровать, четыре стены. И
случается так: приходишь к ребенку, которого уже
полюбил, столько были с ним вместе, строили планы,
а врач говорит: «Его больше нет». Мы знаем, что
такое может случиться с каждым из них, поэтому
очень хотим подарить хоть кусочек детства, где
живут шутки, подарки, смех.
Вера Николаевна Зоц, заведующая лабораторией
педагогического прогнозирования Института
педагогики Академии педагогических наук (Киев):
– В нашем движении в основном люди взрослые,
ученые, деятели искусства, педагоги, которые
занимаются просветительской деятельностью,
организовывают встречи, семинары, выпускают
газету. Корчаковское движение для молодежи
становится школой жизни для них самих: они учатся
общаться, заботиться о тех, кто слабее, выбирают
профессии, чтобы заниматься социальной работой.
Многие из них обучаются сейчас в Швейцарии,
Германии, где у нас много друзей-корчаковцев.
Роза Алексеевна Валиева, доктор педагогических
наук, профессор (Казань):
– Мы занимаемся исследованием корчаковского
педагогического наследия, пропагандируем его на
студенческих конференциях, выступаем в школах с
театрализованными представлениями, показываем
передвижную выставку, которую нам подарили
корчаковцы из Израиля, словом, стараемся, чтобы в
городе и республике великого педагога знали. И,
естественно, дружим с ребятами из местного
детского дома № 1. А еще Валиева прочитала всему
классу отрывки из своей будущей книги «Диалоги с
Корчаком». И я видела, как сидящие рядом студенты
географического факультета Московского
педагогического университета что-то быстро
записывали, урок продолжался.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|