Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Освободите сердце ребенка от страха

– Однажды Януш Корчак, врач по образованию, привел к своим студентам на лекцию маленькую девочку. Поставил ее на стул в рентгеновском кабинете и сказал: «Посмотрите, как бьется сердце этого ребенка». А сердце у трехлетнего ребенка занимает половину грудной клетки. Оно гулко стучало, а Корчак продолжал: «Источники этого страха – мы, взрослые. Когда мы гневаемся, ему страшно, а страх тормозит развитие ребенка. Мы об этом должны помнить. Всегда». В этом поступке Корчака – вся суть его педагогики, которой пронизана теперь работа всех общественных движений его имени, – тихо, но, как всегда, эмоционально говорит Ирина Дмитриевна Демакова, доктор наук, президент Международного молодежного центра Корчака.
Кажется, будто вчера она покинула этот класс (а прошел целый год), но так же многолюдно в аудитории, и снова фотоснимки на стенах, любимый корчаковский флаг, гитара в углу и... великая радость от встречи.
Михаил Эпштейн (Санкт-Петербург):
– Прежде наши корчаковцы работали по отдельным проектам, но теперь у нас тоже есть свой Дом Корчака, где все эти проекты нашли воплощение. Примеры: программа для подростков детских домов и интернатов города, специальная программа для педагогов этих домов и их поддержка, программа для родителей «Доброе начало», которая собирает родителей, детей, выпускников интернатов. Выходит газета «Добрый день», наверное, единственная в стране, которая обращена к этой аудитории. Обо всем не расскажешь, приезжайте – увидите сами. И Михаил вытаскивает пачку буклетов о питерском движении.
Ирина Тетенева (Курск):
– Ядро нашего общества – студенты Педагогического университета. Работа построена на эстафетной основе: оканчивая вуз, ребята передают свой опыт младшим, но при этом сами остаются с нами. Адрес нашей заботы – гематологическое отделение детской областной больницы. Это четырнадцать палат, где сорок маленьких, иногда безнадежных пациентов с заболеваниями крови. Дети практически прикованы к постели: капельница, кровать, четыре стены. И случается так: приходишь к ребенку, которого уже полюбил, столько были с ним вместе, строили планы, а врач говорит: «Его больше нет». Мы знаем, что такое может случиться с каждым из них, поэтому очень хотим подарить хоть кусочек детства, где живут шутки, подарки, смех.
Вера Николаевна Зоц, заведующая лабораторией педагогического прогнозирования Института педагогики Академии педагогических наук (Киев):
– В нашем движении в основном люди взрослые, ученые, деятели искусства, педагоги, которые занимаются просветительской деятельностью, организовывают встречи, семинары, выпускают газету. Корчаковское движение для молодежи становится школой жизни для них самих: они учатся общаться, заботиться о тех, кто слабее, выбирают профессии, чтобы заниматься социальной работой. Многие из них обучаются сейчас в Швейцарии, Германии, где у нас много друзей-корчаковцев.
Роза Алексеевна Валиева, доктор педагогических наук, профессор (Казань):
– Мы занимаемся исследованием корчаковского педагогического наследия, пропагандируем его на студенческих конференциях, выступаем в школах с театрализованными представлениями, показываем передвижную выставку, которую нам подарили корчаковцы из Израиля, словом, стараемся, чтобы в городе и республике великого педагога знали. И, естественно, дружим с ребятами из местного детского дома № 1. А еще Валиева прочитала всему классу отрывки из своей будущей книги «Диалоги с Корчаком». И я видела, как сидящие рядом студенты географического факультета Московского педагогического университета что-то быстро записывали, урок продолжался.

Анна Юдашкина

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru