“Помоги мне это сделать самому!”
Мастер-класс начался лекцией Ларисы Юрьевны
Климановой о великом итальянском педагоге Марии
Монтессори и разработанных ею принципах
воспитания ребенка.
– В деле воспитания Мария Монтессори ничего не
придумала, – подчеркивала Лариса Климанова. –
Поймите, ничего не выдумала, не изобрела, не
сочинила. Нет, она наблюдала, заметила, поняла и
использовала.
Это самое важное: Монтессори-педагогика исходит
из жизни ребенка, а не из того, как ему нужно
пристраиваться ко взрослому миру, чтобы это было
удобно взрослым.
Мария Монтессори с помощью подробных наблюдений
открыла законы сензитивного развития ребенка: от
0 до 3 лет – развитие речи, мощное “вербальное
впитывание”; от 3 до 6 лет – самопознание и
самопостроение, колоссальная внутренняя
потребность в развитии. К шести годам маленький
человек уже способен читать и писать. Его главный
принцип: “Помоги мне сделать это самому!”. До
пяти – пяти с половиной лет расширяется и
утончается сенсорное восприятие, в это время
ребенку особенно надо помочь, наделить его
впечатлениями, ибо тут закладывается основа для
будущей интеллектуальной деятельности.
К шести годам ребенок осваивает социальные
навыки: учится находиться в коллективе,
взаимодействовать с людьми, уступать и
настаивать на своем. И в это время у него
качественно меняется задача: ребенок готов
активно познавать мир, он становится
исследователем и вместе с тем готов усваивать
уже найденное другими знание – готов учиться в
школе. До 12 лет – самый плодотворный возраст для
обучения. В период полового созревания учеба
отодвигается на второй план, важнее всего для
ребенка становится внимание сверстников. Это
закон его внутреннего развития, а ведь сколько
бессмысленных упреков учителя и родители
обращают к подростку: “Все о приятелях думаешь,
нет бы за книжку сесть!”
Монтессори-педагог Надежда Николаевна Смирнова
(г. Снежинск) рассказала о методах обучения в
Монтессори-школах и провела практическое
занятие.
В Монтессори-группах ребенку предлагается до 400
(!) видов деятельности, многочисленные
рабоче-игровые материалы. А сколько видов
деятельности предлагается на обычном уроке? В
действительности два: выполнять задание учителя
или тихо бездельничать.
Каждый ребенок учится-играет-работает сам, по
собственному плану, поэтому не нужно уменьшать
количество детей в классе. Учитель нужен не для
контроля, а для того, чтобы помочь ребенку найти
наиболее рациональный путь действий в каждой
конкретной игре-работе. Детей должно быть много,
не менее 25–30, и они должны быть разного возраста:
от 6 до 9 и даже до 11 лет. Нет ни дневников, ни
домашних заданий. Дети работают в той позе, в
какой им удобно, – сидя, лежа, стоя, поэтому не
бывает ни сколиозов, ни перегрузок.
Но ведь существует государственный стандарт
обучения, который должен быть усвоен учеником.
Как же он совмещается с собственными планами
ученика? Дело в том, что необходимый для усвоения
стандарт так или иначе заложен в каждую схему
работы, и откуда бы ребенок ни начал двигаться,
необходимый объем знаний он усвоит.
А почему же в Москве нет ни одной
Монтессори-школы? Тут очевидный парадокс:
Монтессори-школа была создана в столице как
экспериментальная. Эксперимент был закончен,
признан успешным... но его решено было не
продолжать...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|