Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

“Помоги мне это сделать самому!”

Мастер-класс начался лекцией Ларисы Юрьевны Климановой о великом итальянском педагоге Марии Монтессори и разработанных ею принципах воспитания ребенка.
– В деле воспитания Мария Монтессори ничего не придумала, – подчеркивала Лариса Климанова. – Поймите, ничего не выдумала, не изобрела, не сочинила. Нет, она наблюдала, заметила, поняла и использовала.
Это самое важное: Монтессори-педагогика исходит из жизни ребенка, а не из того, как ему нужно пристраиваться ко взрослому миру, чтобы это было удобно взрослым.
Мария Монтессори с помощью подробных наблюдений открыла законы сензитивного развития ребенка: от 0 до 3 лет – развитие речи, мощное “вербальное впитывание”; от 3 до 6 лет – самопознание и самопостроение, колоссальная внутренняя потребность в развитии. К шести годам маленький человек уже способен читать и писать. Его главный принцип: “Помоги мне сделать это самому!”. До пяти – пяти с половиной лет расширяется и утончается сенсорное восприятие, в это время ребенку особенно надо помочь, наделить его впечатлениями, ибо тут закладывается основа для будущей интеллектуальной деятельности.
К шести годам ребенок осваивает социальные навыки: учится находиться в коллективе, взаимодействовать с людьми, уступать и настаивать на своем. И в это время у него качественно меняется задача: ребенок готов активно познавать мир, он становится исследователем и вместе с тем готов усваивать уже найденное другими знание – готов учиться в школе. До 12 лет – самый плодотворный возраст для обучения. В период полового созревания учеба отодвигается на второй план, важнее всего для ребенка становится внимание сверстников. Это закон его внутреннего развития, а ведь сколько бессмысленных упреков учителя и родители обращают к подростку: “Все о приятелях думаешь, нет бы за книжку сесть!”
Монтессори-педагог Надежда Николаевна Смирнова (г. Снежинск) рассказала о методах обучения в Монтессори-школах и провела практическое занятие.
В Монтессори-группах ребенку предлагается до 400 (!) видов деятельности, многочисленные рабоче-игровые материалы. А сколько видов деятельности предлагается на обычном уроке? В действительности два: выполнять задание учителя или тихо бездельничать.
Каждый ребенок учится-играет-работает сам, по собственному плану, поэтому не нужно уменьшать количество детей в классе. Учитель нужен не для контроля, а для того, чтобы помочь ребенку найти наиболее рациональный путь действий в каждой конкретной игре-работе. Детей должно быть много, не менее 25–30, и они должны быть разного возраста: от 6 до 9 и даже до 11 лет. Нет ни дневников, ни домашних заданий. Дети работают в той позе, в какой им удобно, – сидя, лежа, стоя, поэтому не бывает ни сколиозов, ни перегрузок.
Но ведь существует государственный стандарт обучения, который должен быть усвоен учеником. Как же он совмещается с собственными планами ученика? Дело в том, что необходимый для усвоения стандарт так или иначе заложен в каждую схему работы, и откуда бы ребенок ни начал двигаться, необходимый объем знаний он усвоит.
А почему же в Москве нет ни одной Монтессори-школы? Тут очевидный парадокс: Монтессори-школа была создана в столице как экспериментальная. Эксперимент был закончен, признан успешным... но его решено было не продолжать...

Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru