Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Педагогика от кутюр

Несколько мыслей о том, зачем школе нужен эксперимент

Как-то очень быстро и уютно прижилась традиция собирать учителей
на Соловейчиковские чтения именно
в конце сентября в декорациях солнечной московской осени... Съезжаемся, чтобы еще раз ощутить праздничное фестивальное настроение, чтобы послушать, расспросить, да и просто вблизи увидеть тех, кого в другое время видишь только в президиумах, чьи фамилии в энциклопедиях и учебниках по педагогике. Тогда к давно читанным текстам и мыслям прибавляются взгляд, голос, обаяние. И так здорово видеть,
как обнимаются и радуются встрече такие заслуженные и маститые – вылитые школьники после летних каникул!
Но самым интересным для меня было послушать живой рассказ о поиске, проблемах, о том, как нелегко живется теории, когда ее направляет
и корректирует реальная школьная жизнь. Ведь все выступавшие на чтениях создают в педагогике совершенно новую практику, то, чего никто никогда еще не делал. Конечно же, их не много.
А большая часть этой педагогической ярмарки – студенты и учителя, которым стало тесно в традиционной, не сулящей открытий педагогике. Они явно страдают от невозможности раздвоиться или – лучше – растроиться и успеть во все аудитории, жадно слушают, уточняют, задают вопросы, из которых понятно,
что сами что-то пробовали, думали,
хотят посоветоваться.
И вдруг у меня возникает неуместное и легкомысленное сравнение: экспериментальные, авторские школы – это как фирмы, создающие модели
от кутюр, образцы высокой моды. Носить их в массовом порядке немыслимо –
ни возможностей, ни духу не хватит.
Но на такие демонстрации собирается огромное количество народа,
да и по телевизору когда показывают, прилипаешь к экрану не затем же, чтобы купить такое же. И назначение у этой изысканной продукции совсем как
у авторских педагогических методик – быть высоким образцом, чтобы видеть
и понимать новые направления,
новые идеи.
И, продолжая сравнение, думаю
о том, что работу кутюрье оценивают эстеты-коллеги, а кто может определить, успешен ли эксперимент в педагогике? Я попросила учителей и выпускников экспериментальных школ ответить на вопрос: какой педагогический эксперимент можно считать удавшимся?
– Когда комфортно себя чувствуют все его участники.
– Если цель эксперимента достигнута.
– Если дети более успешны в области, на которую направлен эксперимент, но чтобы экспериментальное не уничтожало в ребенке нормального.
– Когда дети вырастают умными...
– Счастливыми!
– Максимально реализуют все свои возможности.
Может быть, главный смысл такого педагогического праздника как раз
в том, что все его участники почувствовали себя соучастниками, сотрудниками, ответственными за то,
что происходит сегодня в образовании.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru