Педагогика от кутюр
Несколько мыслей о том, зачем школе
нужен эксперимент
Как-то очень быстро и уютно прижилась
традиция собирать учителей
на Соловейчиковские чтения именно
в конце сентября в декорациях солнечной
московской осени... Съезжаемся, чтобы еще раз
ощутить праздничное фестивальное настроение,
чтобы послушать, расспросить, да и просто вблизи
увидеть тех, кого в другое время видишь только в
президиумах, чьи фамилии в энциклопедиях и
учебниках по педагогике. Тогда к давно читанным
текстам и мыслям прибавляются взгляд, голос,
обаяние. И так здорово видеть,
как обнимаются и радуются встрече такие
заслуженные и маститые – вылитые школьники
после летних каникул!
Но самым интересным для меня было послушать
живой рассказ о поиске, проблемах, о том, как
нелегко живется теории, когда ее направляет
и корректирует реальная школьная жизнь. Ведь все
выступавшие на чтениях создают в педагогике
совершенно новую практику, то, чего никто никогда
еще не делал. Конечно же, их не много.
А большая часть этой педагогической ярмарки –
студенты и учителя, которым стало тесно в
традиционной, не сулящей открытий педагогике.
Они явно страдают от невозможности раздвоиться
или – лучше – растроиться и успеть во все
аудитории, жадно слушают, уточняют, задают
вопросы, из которых понятно,
что сами что-то пробовали, думали,
хотят посоветоваться.
И вдруг у меня возникает неуместное и
легкомысленное сравнение: экспериментальные,
авторские школы – это как фирмы, создающие
модели
от кутюр, образцы высокой моды. Носить их в
массовом порядке немыслимо –
ни возможностей, ни духу не хватит.
Но на такие демонстрации собирается огромное
количество народа,
да и по телевизору когда показывают, прилипаешь к
экрану не затем же, чтобы купить такое же. И
назначение у этой изысканной продукции совсем
как
у авторских педагогических методик – быть
высоким образцом, чтобы видеть
и понимать новые направления,
новые идеи.
И, продолжая сравнение, думаю
о том, что работу кутюрье оценивают
эстеты-коллеги, а кто может определить, успешен
ли эксперимент в педагогике? Я попросила
учителей и выпускников экспериментальных школ
ответить на вопрос: какой педагогический
эксперимент можно считать удавшимся?
– Когда комфортно себя чувствуют все его
участники.
– Если цель эксперимента достигнута.
– Если дети более успешны в области, на которую
направлен эксперимент, но чтобы
экспериментальное не уничтожало в ребенке
нормального.
– Когда дети вырастают умными...
– Счастливыми!
– Максимально реализуют все свои возможности.
Может быть, главный смысл такого педагогического
праздника как раз
в том, что все его участники почувствовали себя
соучастниками, сотрудниками, ответственными за
то,
что происходит сегодня в образовании.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|