“Кто меня слышит, улыбнитесь соседу”
Взрослые любят играть так же, как и дети. Только
время и условности им не позволяют. Вячеслав
Букатов и Мария Ганькина провели мастер-класс,
показывающий, что урок – прекрасное игровое
пространство, дающее взрослым и детям
возможность учиться, развлекаться, открывать
себя и друг друга.
Разминка. Первым делом устанавливали контакт и
доброжелательные отношения. Задание: связаться
глазами с каким-нибудь соседом, помахать ручкой.
Договориться глазами с другим соседом,
поздороваться, познакомиться, поменяться с ним
местами. Обстановка сразу стала неофициальной,
возникало некоторое замешательство, улыбки,
разговоры.
Присутствующие получили по фрагменту фотографии
типа «пазл». Нужно было найти «своих», у которых
части твоей картинки, чтобы получилось целое. Так
собирается команда, рассаживается вокруг стола.
Один человек от каждой команды идет за заданием,
сдавая при этом свой фрагмент картинки. В
конверте предложение, из которого следует
выбрать слово, которое может стать названием
команды. Вот что получилось: «Игра», «Познание»,
«Опыт», «Исток», «Действие» и даже непонятное
«Почти».
Новые посыльные, новое задание. Нужно написать
действия, которые производились сегодня на
мастер-классе, затем выбрать из них три глагола,
неожиданных для педагогики. Все вспоминают, что
делали – хлопали, встречались, перемещались…
Неожиданным для педагогики оказалось вот что:
переноска стульев, наступание на ноги, приход к
общему решению, невербальное общение. Также
упомянули такие действия: пробираться, мучиться,
смеяться, надеяться и даже щелкнуть!
И происходит неожиданное: предложено поменяться
учебниками! Вот вам и эксперты. Музыкантам
досталась физика! Это сделано, чтобы было
интереснее – разбираться в предмете, который ты
не очень знаешь.
Команда делится на две подгруппы, учебников-то
два. Какие узкие места могут быть по теме с
тридцатой страницы? Под «узким» подразумевается
момент, когда ученику или учителю будет скучно
или неясно. Задача: с помощью неожиданных для
педагогики действий придумать игровое
разъяснение заковыристого места. Подсказка
«Игровой неотложки»: также можно использовать
действия из предложенной учителем книжки. А там
такие глаголы: выбивать, хлестать, ударять,
рубить, перерезать, хватать. Активные, даже
агрессивные.
Шум стоит неимоверный. Только голос учителя тихо
повторяет: «Кто меня слышит, хлопните два раза.
Кто меня слышит, погладьте соседа по плечу. Кто
меня слышит, улыбнитесь другому соседу (смех). Кто
меня слышит, посмотрите в потолок». Так Букатов
одновременно с игрой дает урок, как привлечь
внимание.
И в эти моменты у каждого в голове мысль: а ведь
можно еще придумать и это, и то…
Наверное, в этом и состоит задача урока: не
показать нечто увлекательное, что можно
скопировать и перенести в класс, а расшевелить
мысль, фантазию, дать понять, что возможности
велики. То, что делает Вячеслав Михайлович, можно
назвать так: снятие привычных ограничений.
Мастер-класс Букатова и Ганькиной – это урок
свободы, поиска. Настоящий учительский «вольный
пилотаж».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|