Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Целый день на физкультуру? Это совсем немного!

Анатолий Федорович Пазухин, директор гурзуфской школы им. Пушкина, рассказал на мастер-классе о пути, который был пройден коллективом, прежде чем школа получила право называться школой здоровья.
А начиналась дорога десять лет назад, когда школа, еще не носившая имени Пушкина, стала работать по проекту ЮНЕСКО, который включал в себя три программы: 1) Сохранение культурного наследия. 2) Изучение прав человека. 3) Школа здоровья.
Работая по первым двум программам, ученики и учителя школы собрали библиотеку в 50 тысяч томов. Создали в школе 10 музеев: музей боевой славы, музей истории школы, минералогический музей, музей летних впечатлений, цветов, часов... Организовали четыре клуба – Пушкинский, Шевченковский и два подростковых клуба по интересам. В школе заработали два театра – Пушкинский и кукольный, которые каждый год объявляют не менее пяти премьер.
Получив сертификат «школа ЮНЕСКО», ученики и педагоги вплотную приступили к созданию школы здоровья.
– Пожалуйста, не смешивайте нашу программу здоровья с валеологической, – замечает Анатолий Федорович. – Мы вообще отказались от такого предмета – валеологии. В своем нынешнем виде эта дисциплина представляет собой мешанину, где вполне разумные гигиенические сведения соединяются с йогой и полумистическим учением Рерихов.
Какое же здоровье отстаивают в школе им. Пушкина? Психологическое, соматическое (физическое), социальное. Прежде всего для этого необходимы квалифицированные кадры, и они есть: в школе работают два врача-терапевта, две медицинские сестры, психолог, психотерапевт, стоматолог, логопед, социальный педагог.
Ученикам созданы комфортные условия: уроки продолжительностью не более тридцати минут, никаких домашних заданий, первостепенное внимание – физической культуре. Один рабочий день в неделю целиком посвящен физкультуре, спорту, туризму. Ребята заготавливают лекарственные травы, в школе работает комната ароматотерапии.
В комнате аутогенной тренировки ведет прием психолог, который должен быть настоящим гением общения: ведь проблемы социальной неустроенности, незащищенности ребенка существуют, устранить их школа не в силах, но прилагать усилия к их разрешению необходимо.
Школьный парламент принял свод правил, объединенных девизом «Мы выбираем здоровье!». Эти правила просты и проверены временем, но, может быть, в деле сохранения здоровья как раз и стоит придерживаться старых правил?

Мы выбираем здоровье!
Наша программа может быть реализована в следующих формах.

На уровне школы:
Зимний сад (каждый ученик принесет цветок).
Школе – чистый воздух. Детский контроль за чистотой помещений, помощь в уборке.
«Школа без курения, алкоголя, наркотиков». Клуб нелюбителей курения.
Познавая природу, помогай ей небольшими делами. Привести в порядок и оформить школьный двор. Детское экологическое общество.
К здоровью – через движение. Организация соревнований с использованием нетрадиционных форм.
Школьная реклама здоровья. Любые формы: сценки, видеозапись, школьные конкурсы.
КВН на тему здоровья. Соревнования на лучшие знания здорового образа жизни.
Регулярная школьная газета на тему здорового образа жизни.
Школьная конференция на тему здоровья. Школа обмена опытом. Что делаю я, чтобы помочь своему здоровью, здоровью тех, кто рядом?
В каждом классе:
Дежурство по здоровью. Наш контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.
Маленькая живая природа в каждом классе. У каждого ученика свое растение, за которым он сам ухаживает.
Чистый воздух в каждом классе. Уборка, проветривание, разведение растений.
Научи друга. Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт.
Пятиминутки здоровья. Регулярные и коротенькие дискуссии о здоровье.
Класс без курения. Более высокая ступень. Класс без курения, алкоголя, наркотиков.
Говорящие стены. Оформление класса высказываниями самих учеников о здоровье, а также цитатами великих.

Наши советы гражданам школы имени Пушкина

Уважайте себя и других.
Слушайте других и себя.
Не играйте в силовые игры.
Действуйте, а не реагируйте.
Будьте твердыми, но не подавляйте других.
Разделяйте удовольствие с другими.
Имейте смелость быть несовершенными.
Поддерживайте дисциплину и порядок.
Не сравнивайте себя с другими.
Ставьте перед собой задачи.
Придайте своей жизни смысл.
Будьте уверены и не сомневайтесь.
Задавайте вопрос, что вы можете сделать.
Чтобы любили вас – любите других.
Жизнь имеет только тот смысл, который вы ей придаете.
Не позволяйте, чтобы вас вовлекли в конфликт.

Елена Иваницкая

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru