Как научиться сотрудничать с самим собой
Вслед за кандидатом психологических наук
Дмитрием Георгиевичем Сороковым мы погружались
в тайны и трудности преподавательской профессии.
Поначалу казалось странным название
мастер-класса – «Психотехника учителя». Но
Дмитрий Георгиевич возвратил нам исходный смысл
понятия «психотехника» – искусства обращения с
душой, своей собственной. И это очень важно –
попытаться прийти к сотрудничеству с самим собой
и передать ученику это умение. Так учитель
создает непротиворечивый контакт с учениками,
устанавливает атмосферу сотрудничества.
Но сначала неплохо бы справиться с волнением,
взять себя в руки. Как преподавателю, учителю
преодолеть непременный стресс? И не только в
школе, но и в обычной нашей жизни поводов для
стресса огромное количество.
Учитесь властвовать собой. Вот для этого Сороков
предложил несколько упражнений элементарной
психогигиены. Мы не просто пили заботливо
приготовленную минералку – мы боролись с
проявлениями стресса! А вода не просто утоляла
жажду – она восстанавливала скорость нервных
процессов. Если нет под рукой воды, можно
воспользоваться другими средствами: сделать
легкий массаж определенных точек, упражнения на
координацию движений, на сосредоточенность. И
тогда восстанавливается необходимый ритм работы
мозга, сознания и организма в целом. Эти советы по
достоинству оценили учителя и студенты, которых
было много в классе Д.Сорокова.
Но какое оживление вызвал у всех нас
наипростейший метод диагностики, который
помогает определить собственные отличия в
способе познания мира вообще и именно сейчас.
Всем известно, что кто-то предпочитает
зрительную информацию, кто-то – слуховую, а
кому-то оказаться без возможности двигаться
смерти подобно. Оказывается, если под рукой есть
простой лист бумаги в клеточку и карандаш, то
можно вполне научно определить ведущий тип
восприятия у себя или у ученика. Достаточно
нарисовать определенным образом восьмерку, и
станет известно, что сейчас преобладает.
Соседка справа облегченно вздохнула: ее
восьмерка оказалась гармоничной, что
свидетельствовало об открытости ее каналов
восприятия. Но и всем, у кого оказались проблемы,
Дмитрий Георгиевич показал, как при помощи этой
же фигуры можно добиться некоторой коррекции и
как по-разному использовать этот метод в разных
детских возрастах. Отношение к каждому ученику
может стать индивидуальным, подстроенным под его
восприятие, и, более того, зависеть даже от
временных изменений и колебаний!
Однако все тонкости этого метода требуют более
подробного изложения и теоретического
обоснования, что и пообещал сделать Д.Г.Сороков
на страницах «ПС.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|