Возраст, когда нужен взрослый собеседник
Л.Ермилова
“Клубы по месту жительства для подростков и
молодежи”
Разговор происходил поначалу как бы на разных
языках. Слушателям, не обладающим опытом работы в
клубе, сперва нужно было разделить понятия
«детский творческий центр» и «клуб».
Потому что клуб – это место, где совершенно
необязательно присутствие каких-либо занятий (музыка,
язык, рукоделие). То есть это возможно, если дети
того хотят. Но прежде всего задача клубов по
месту жительства – научить детей, подростков
общаться, разговаривать, быть в контакте.
А общаться-то подростки и не умеют. На «уроке»
Людмилы Владимировны собралась в основном
молодежь – студенты, будущие психологи и
социальные педагоги. Была предложена игра:
перекидываясь мячиком, по фразе сочинить
сказочку про Колобка. Бедняга Колобок поразил
скудостью своих приключений, куда бы ни шел,
дорога приводила его в институт. Ярких событий и
встреч в его жизни не случилось!
«В России нет Закона о молодежи, – говорит
Ермилова, – значит, права подростка ничем не
обеспечиваются. Государственная политика по
отношению к молодежи сейчас такова: средства
отпускаются на реабилитацию наркоманов, на
работу с безнадзорными, трудными. Если сейчас все
социальные педагоги обернутся к трудным детям,
скоро нормальных не останется!
Людмила Владимировна считает, что подросток –
это вообще слабо изученная территория; взять, к
примеру, отсутствие специальной литературы,
слабость журнальной продукции для этого
возраста.
Есть еще одна общая для всех проблема: учреждения
дополнительного образования успешно работают с
детьми лет до тринадцати. После этого возраста
почему-то из самых хороших условий, из самых
интересно оборудованных комнат, от хороших
педагогов дети уходят на улицу, в подъезды.
Исследование, проведенное Людмилой Ермиловой и
ее помощницей Ларисой Коноваловой, показало: до 15
лет ребенок любит что-то делать руками, клубы
предоставляют и такую возможность.
Пятнадцатилетнему необходимы контакт со
сверстниками, независимость и защита,
возможность познавать и применять социальные
роли, признание в референтной группе.
Педагогические задачи клубного работника:
выделить группу подростков со сходными
проблемами и интересами, активизировать
инициативу, помочь в реализации проектов. Для
этого используются тренинг, организационно-деятельная
игра, обеспечивается ситуация успеха.
Ценность клубов – в свободе выбора общения. А
кроме того, подростки нуждаются во взрослом
собеседнике. Педагога просто залавливают,
усаживают – слушай! К сожалению, далеко не все
родители умеют слушать, что говорит ребенок.
Екатеринбургский клуб, где директором Ермилова,
сейчас за отсутствием финансирования закрыт.
Двести детей и подростков стали потенциальными
потребителями отпускаемых государством средств
на борьбу с безнадзорностью и наркоманией. Уходя
из обжитых, ставших уютными помещений, на
прощание обмотали крылечко синей ниткой. Символ
закрытого клуба – затянутая паутиной дверь.
«Есть новая методика избавления от
наркозависимости: заболевшие под присмотром
врачей вывозятся в пустыню, подальше от
соблазнов. Там проходят ломку, – рассказывает
Ермилова. – Но скажите, куда мы их приведем потом,
после пустыни?»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|