Что же это такое – воспитание по Монтессори?
Скоро десять лет, как Монтессори-педагогика
стала частью российской педагогической жизни. За
это время она успела обрасти многочисленными
мифами, сквозь которые приходится продираться
каждому, кто хочет разобраться, что же это на
самом деле такое – воспитание по Монтессори.
Проводником сквозь мифы и заблуждения была для
всех пришедших в ее мастер-класс Елена
Михайловна Максимова – мама, водившая своих
детей в Монтессори-школу и теперь сама
организовавшая Монтессори-садик в Москве.
Миф первый: Монтессори-педагогика предназначена
для детей с отклонениями в умственном развитии.
Действительно, Мария Монтессори начинала
работать с детьми-олигофренами. Они побудили ее
изобрести специальные дидактические материалы
– очень красивые разнообразные предметы,
манипулируя которыми, дети в течение года
достигли уровня нормально развивающихся
ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же
за этот год смогут сделать для своего развития
обычные, здоровые дети, если им предоставить
возможность выбора и самостоятельности?
Миф второй: это иностранная методика, которая не
может эффективно осуществляться в России.
Ценность Монтессори-метода как раз и состоит в
том, что его легко транслировать из одной
культуры в другую. Потому что он опирается на
базовые потребности ребенка, не зависящие от
национальных различий. В какой бы стране мира мы
ни оказались, Монтессори-класс всегда узнаваем. И
в японской, и в русской Монтессори-школах
обязательно есть материалы, обучающие детей
пользоваться столовыми приборами. При этом
русский ребенок будет оперировать ложкой, а
японский – палочками, действуя в рамках своей
культуры. Но с одинаковым рвением они будут
выстраивать друг за другом кубики розовой башни
– одного из классических Монтессори-материалов.
Миф третий: среда Монтессори-класса
искусственная, не имеющая ничего общего с
реальной жизнью, ожидающей ребенка, дети растут в
тепличных условиях помощи и поддержки.
Наоборот, в обычном детском саду и начальной
школе ребенок манипулирует с игрушечными
моделями реальных предметов и учится через
игровые ситуации. А в Монтессори-школе он чистит
настоящие ботинки настоящим кремом, гладит
настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в
настоящей лаборатории и печатает настоящие
сборники собственных текстов.
А что касается тепличных условий, в некотором
роде это действительно так. Но разве это плохой
опыт – опыт любви, принятия и понимания?
Возможно, именно он спасет человека во времена
отчаяния и жизненных трудностей.
Миф четвертый, противоречивый: с одной стороны,
Монтессори-дети ведут себя слишком правильно,
это похоже на специальное натаскивание. Но, с
другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах
полная свобода, почти анархия.
Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори
взаимосвязанными понятиями. Она формулировала
эту связку так – “свобода-в-дисциплине”. Можно
все, что не вредит здоровью и независимости
окружающих. В этих пределах ребенок волен
выбирать, что, как долго и с кем он будет делать.
Миф пятый: В Монтессори-школе учитель ничего не
делает, а ходит между работающими детьми и
наблюдает.
Действительно, в Монтессори-школах нет уроков в
общепринятом смысле, когда учитель объясняет изо
дня в день что-то всему классу. Чаще это
происходит наедине с конкретным ребенком,
осваивающим новую информацию через очень
короткий индивидуальный урок. Педагогическое
мастерство Монтессори-учителя определяется не
его способностью давать уроки (хотя и это он,
конечно, тоже может), а его умением наблюдать
свободное развитие детей и создавать
специальные материалы, помогающие этому
развитию, организовывать школьное пространство
и время так, чтобы дети учили себя сами.
...Елена Михайловна рассказывала и рассказывала,
опровергая один миф за другим: дети в
Монтессори-школах слишком интеллектуально
загружены, это не творческая педагогика, которая
учит действовать по алгоритму, учителя
воспитывают индивидуалистов, не умеющих
сотрудничать друг с другом, и еще, еще, еще. Может
быть, противники этого метода в чем-то по-своему
правы, но Монтессори-школы строят и строят по
всему миру уже сто лет. И растут в них самые
обыкновенные свободные, счастливые и добрые
дети.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|