Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Что же это такое – воспитание по Монтессори?

Скоро десять лет, как Монтессори-педагогика стала частью российской педагогической жизни. За это время она успела обрасти многочисленными мифами, сквозь которые приходится продираться каждому, кто хочет разобраться, что же это на самом деле такое – воспитание по Монтессори. Проводником сквозь мифы и заблуждения была для всех пришедших в ее мастер-класс Елена Михайловна Максимова – мама, водившая своих детей в Монтессори-школу и теперь сама организовавшая Монтессори-садик в Москве.
Миф первый: Монтессори-педагогика предназначена для детей с отклонениями в умственном развитии.
Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами. Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы – очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности?
Миф второй: это иностранная методика, которая не может эффективно осуществляться в России.
Ценность Монтессори-метода как раз и состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую. Потому что он опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных различий. В какой бы стране мира мы ни оказались, Монтессори-класс всегда узнаваем. И в японской, и в русской Монтессори-школах обязательно есть материалы, обучающие детей пользоваться столовыми приборами. При этом русский ребенок будет оперировать ложкой, а японский – палочками, действуя в рамках своей культуры. Но с одинаковым рвением они будут выстраивать друг за другом кубики розовой башни – одного из классических Монтессори-материалов.
Миф третий: среда Монтессори-класса искусственная, не имеющая ничего общего с реальной жизнью, ожидающей ребенка, дети растут в тепличных условиях помощи и поддержки.
Наоборот, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. А в Монтессори-школе он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов.
А что касается тепличных условий, в некотором роде это действительно так. Но разве это плохой опыт – опыт любви, принятия и понимания? Возможно, именно он спасет человека во времена отчаяния и жизненных трудностей.
Миф четвертый, противоречивый: с одной стороны, Монтессори-дети ведут себя слишком правильно, это похоже на специальное натаскивание. Но, с другой стороны, говорят, что в Монтессори-школах полная свобода, почти анархия.
Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так – “свобода-в-дисциплине”. Можно все, что не вредит здоровью и независимости окружающих. В этих пределах ребенок волен выбирать, что, как долго и с кем он будет делать.
Миф пятый: В Монтессори-школе учитель ничего не делает, а ходит между работающими детьми и наблюдает.
Действительно, в Монтессори-школах нет уроков в общепринятом смысле, когда учитель объясняет изо дня в день что-то всему классу. Чаще это происходит наедине с конкретным ребенком, осваивающим новую информацию через очень короткий индивидуальный урок. Педагогическое мастерство Монтессори-учителя определяется не его способностью давать уроки (хотя и это он, конечно, тоже может), а его умением наблюдать свободное развитие детей и создавать специальные материалы, помогающие этому развитию, организовывать школьное пространство и время так, чтобы дети учили себя сами.
...Елена Михайловна рассказывала и рассказывала, опровергая один миф за другим: дети в Монтессори-школах слишком интеллектуально загружены, это не творческая педагогика, которая учит действовать по алгоритму, учителя воспитывают индивидуалистов, не умеющих сотрудничать друг с другом, и еще, еще, еще. Может быть, противники этого метода в чем-то по-своему правы, но Монтессори-школы строят и строят по всему миру уже сто лет. И растут в них самые обыкновенные свободные, счастливые и добрые дети.

Елена Литвяк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru