Дети не готовятся жить. Они живут здесь и
сейчас
Английский поэт XVIII века Александр Поп
рекомендовал при устройстве парка во всем
советоваться с гением местности. Сущность гения
местности – великая тайна. Но незримое и тайное
зачастую легко и свободно раскрывается
навстречу распахнутым глазам ребенка.
Деревья молчат, но воображение позволяет нам
представить самочувствие липы или елки,
старательно обрубленных двуручной косой
садовника в виде ромба или треугольника. Именно
такую насильственную этику и эстетику, по мысли
Милослава Александровича Балабана,
разработавшего модель школы-парка, воплощает
собой классно-урочная образовательная система –
традиционная школа.
Концепцию школы-парка легко понять через
очевидный символ: свободный рост дерева –
свободный рост ребенка. Поэтому естественно, что
Милослав Балабан прежде всего стремится
устранить то, что искажает, стесняет рост, и
вводит в свою концепцию восемь отрицаний. В
школе-парке нет
1) отметок и 2) домашних заданий.
Но уже на третьем отрицании вспыхивает и каждым
новым “нет” все ярче разгорается удивление: нет
– 3) классов, 4) уроков, 5) учебных предметов, 6)
тематических планов, воспитательной работы и,
наконец, самое поразительное – 7) нет учеников и
учителей.
А что же есть? Есть студии, где дети и взрослые,
коллеги и сподвижники, учатся вместе и друг у
друга.
Но не утопична ли модель школы-парка? Нет,
совершенно реалистична, считают ее создатели.
Дочь и соратница Милослава Александровича Ольга
Милославовна Леонтьева вместе с командой
единомышленников проводит в жизнь идеи
школы-парка в одной из московских школ.
Является ли задачей педагога подготовить
учеников к жизни? Казалось бы, ответ очевиден:
разумеется, да. Но в таком ответе, да и в самом
вопросе, молчаливо подразумевается жестокая и
опасная вещь: будто дети не живут здесь и сейчас
со всей полнотой переживаний и жаждой счастья, а
только готовятся жить когда-то потом.
Концепция школы-парка вызвала горячую дискуссию.
Когда Ольга Милославовна спросила участников,
хотели бы они отдать своего ребенка в такую
школу, разделение позиций выявилось очень четко:
треть слушателей мечтали об этом, еще треть
признавались, что высказанные идеи оказались
слишком новы, неожиданны и вызывали разом
притяжение и отталкивание, и, наконец, последняя
треть оказались в резкой оппозиции. Возражения
против школы-парка имели социально-философский
характер: жизнь здесь и сейчас и жизнь вообще –
вещь суровая, и “планета наша для веселья мало
оборудована”, говоря словами поэта. Оазисы
школьного счастья не утопия, а обман.
– Настаивая на необходимости жестокого опыта и
на том, что жизнь сурова, мы вольно или невольно
производим отбор в пользу худшего, – возражает
Ольга Милославовна. – Не продуктивнее ли
приложить усилия к тому, чтобы хоть немного
оборудовать нашу планету для веселья?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|