Двенадцать правил жизни класса
Доктор педагогических наук из Ульяновска
Сергей Данилович Поляков мгновенно превратил
своих слушателей в 5 «А» класс.
Это надо было видеть! Солидные ученые мужи и
серьезные дамы стали вдруг с самозабвением
играть роли, им предложенные. На карточках,
появившихся в руках слушателей, было написано:
«троечник с секретным хобби», «общественник»,
«пессимист», «невредный хулиган», «несчастный
троечник», «домашнее дитя», «примерный
отличник», «необщительный», «серая мышка»,
«решительный коллективист», «юный бизнесмен» и
много еще чего.
В классе моделировалась ситуация выработки
кодекса класса. Сначала в парах, потом в
четверках и восьмерках взрослые в образе детей и
в предписанных ролях договаривались о том, какие
правила общей хорошей жизни они могут принять.
Вдруг очень захотелось, чтобы кто-то
запротестовал, не согласился с очень уж
правильными призывами быть терпеливыми,
заботиться друг о друге и уважать всех.
Пятиклассница Ольга Милославовна Леонтьева
потребовала принятия правила свободного входа и
выхода – в любое время, несмотря на уроки. Кто-то
предложил право на списывание, а кому-то
непременно хотелось, чтобы стало узаконенным
правило оставлять мусор уборщицам.
В конце концов на доске появился список из
двенадцати правил общей жизни, затем были
выбраны самые-самые-самые законы и
второстепенные. А на следующий день должно бы
состояться торжественное подписание кодекса
нашего 5 «А».
И это только с виду все происходило стихийно,
вроде бы без участия педагога. На самом деле по
ходу Сергей Данилович раскрывал тонкости
поведения взрослого, умения повернуть ситуацию
нужным для педагога образом, но при этом
сохранять паритет интересов детей и взрослых.
Не так-то просто на самом деле добиться, чтобы
работа стала объединяющей. На этом примере
Поляков показал разницу между результатом
педагогической работы и ее эффектами. И вообще
ввел весьма строгие критерии того, что имеет
право называться собственно педагогической
технологией. По меньшей мере результат должен
быть гарантирован не менее чем на 80%.
Само моделирование классной жизни и показ этой
технологии «с изнанки» вызвали бурю эмоций у
слушателей и множество теоретических вопросов.
На самом ли деле, например, в ситуации
взаимодействия педагог и ребенок выступают в
качестве субъектов деятельности?
Вот почему на перемене книги С.Д.Полякова были
разобраны в мгновение ока – так велико
стремление заниматься педагогикой осмысленно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|