Ребенок не прощает непонимания
Класс Ирины Дмитриевны был, как всегда, полон.
Ни коридорный шум, ни микрофоны в классах
соседей, от которых не спасали тонкие
перегородки, не мешали общаться и понимать друг
друга тем, кто пришел. Педагогика уважения,
педагогика понимания... Каждый учитель знает, как
легко это провозгласить и как трудно сделать. С
этим все были согласны и хотели поделиться своим
опытом. А Ирина Дмитриевна говорила: для
настоящего, целостного понимания ребенка
личного педагогического опыта недостаточно.
Педагогу, выбравшему этот путь, приходится
изучать книги философов-экзистенциалистов,
исследующих бытие человека как таковое,
обращающихся к миру его чувств, а не только слов и
поступков. Семиотика – наука о знаках – может
помочь учителю воспринимать то, что происходит с
ребенком, как некоторые знаки, сигналы, которые
надо научиться правильно воспринимать и
расшифровывать, чтобы выстраивать по-настоящему
гуманистические отношения с ребенком. “Как
часто мы принимаем педагогические решения на
основании неправильно понятых знаков ребенка! –
сокрушалась Ирина Дмитриевна. – И ребенок
уходит, мы теряем его, потому что он не прощает
непонимания”.
Среди множества наук с красивыми загадочными
названиями есть одна, которая помогает взрослому
продвинуться еще на несколько шагов в постижении
существа детства. Это герменевтика – учение о
толковании текстов, которые можно прочесть и
интерпретировать по-разному. Выходит, что
ребенок – это тоже текст, который можно прочесть.
Традиционная педагогика привыкла иметь дело с
фактами жизни конкретного ребенка, на основе
этих фактов она делает выводы о его развитии. А
герменевтика помогает учителю истолковывать
детское поведение.
Ребенок ведет себя совершенно безобразно –
дерзит, дерется. Можно отнестись к этому как к
неоспоримому факту и сразу предпринять
соответствующие меры. А можно остановиться и
задуматься, почему он поступил именно так.
Попробовать отнестись к тому, что он сотворил, не
педагогически, а по-человечески.
Все взрослые пришли из пространства детства и по
идее должны очень хорошо помнить, что там
происходило. Но это случается очень редко, отсюда
многие конфликты непонимания. Взрослый приходит
в пространство детства – зачем и каким он туда
приходит? Завоевателем, требующим подчинения
себе, исследователем или сотрудником?
Задумывается ли он над тем, что делает и что в
результате его действий происходит с ребенком?
Очень важно однажды сказать себе: я не понимаю.
Тогда учителю приходится тратить свой
интеллектуальный запас, чтобы разобраться, что
происходит, тратить эмоциональный запас,
переживая за ребенка, обращаться к глубинам
памяти, вспоминая собственное детство. Это
требует огромных усилий от человека, но тогда,
словно бы в награду за труды, рождается
атмосфера, в которой хорошо жить и ребенку, и
взрослому, возникает целостный образ детства,
приходит настоящее понимание уникальности
каждого.
...А в конце урока каждый, кто хотел, говорил о
своих самых ранних воспоминаниях. И оказалось,
что большинство сидящих в классе помнят себя
совсем крохами, трех-четырехлетними, и
воспоминания, как правило, связаны со страхом или
обидой. “Вот видите, как рано мы начинаем себя
помнить! Человек помнит, значит, осознает себя. Мы
говорим: он маленький, что он понимает! А
ребенок-то запоминает и страх, и вину, и обиду. Но
как редко об этом задумываются взрослые. К
сожалению, во всем мире недостает деликатности
по отношению к ребенку. Не так много на свете
педагогов, которые умеют не только говорить с
детьми, но и слушать их, устанавливать с ними
контакт, как с друзьями”, – сказала на прощание
Ирина Дмитриевна.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|