Не столько важны знания, сколько путь к ним
У каждого педагога, творящего колдовство, есть
на боевом знамени свой девиз. Софья Николаевна
Лысенкова утверждает: «Дети не просто любят
учиться, дети любят хорошо учиться! И не столько
важны сами знания, сколько путь к ним».
На уроке Лысенковой несколько раз слышались
голоса из зала:
– Вам так разрешали, а нам кто даст?
И Софья Николаевна с улыбкой рассказывала, что,
когда она двадцать пять лет назад впервые
«нарушила» спущенную сверху программу, никакого
разрешения у нее тоже не было. И завуч в ужасе
хваталась за голову: «Из министерства и вам шею
намылят, и мне по шапке дадут».
К идее опережающего обучения Лысенкова пришла не
сразу.
Сначала заметила, что из 45–47 детей, обучающихся в
классе (тогда были такие нормы наполняемости)
примерно тринадцать материал урока не усваивают.
Поначалу Софья Николаевна оставляла
неуспевающих на дополнительные занятия. А потом
поняла, что пустое это дело. Педагог бьется из
любви к детям, а они мученически смотрят: «Когда ж
отстанешь?». Пришлось искать иные методы и пути.
Лысенкова придумала вот что: раз некоторым детям
не хватает времени на уроке для усвоения темы,
нужно дать им это время. Значит, в пределах
программы следует изыскать возможность дольше и
глубже работать над каждой темой. Так и родилась
парадоксальная идея опережающего обучения.
Лысенкова вычислила самый трудный момент в
освоении материала: на переходе от наглядности к
серьезным проблемам, когда на основе выводов
надо строить суждения. Так появились в поддержку
ученикам опорные схемы, которые не висят на
стенах плакатами, а в работе постоянно.
Осмысленность гарантирует активность и
включенность в процесс. Убыстряется темп урока.
Уходят лишние слова. Правила выполнения заданий
все на схемах: неделю дети читают по схеме, затем
усваивается сознательный навык, а через две
недели схема больше не нужна.
Второй новый момент в проведении занятий –
комментирование действий. Ребенок вслух
произносит все, что делает по заданию учителя
(пишу, ставлю, прибавляю, получается),
проговариваются решения задач, написание слов. В
работу вовлечен каждый. Сначала ведут сильные,
затем те, кто послабее. Вместо пугающего
«отвечай» Софья Николаевна говорит: «Веди, Маша!»
Отвечай – это приказ, а веди – побуждение к
действию. Класс подчиняется управлению учителя,
потом управлению своего товарища, ученика.
Возрастает авторитет отвечающего-ведущего.
Постепенно комментирование на уроке переходит в
рассуждение при решении задач, уравнений, при
выполнении грамматических заданий.
Комментирование объединяет три действия: мыслю,
говорю, записываю. Труд становится осмысленным.
Учитель может контролировать уровень знаний
учеников, вовремя заметить пробелы, отметить
успехи.
Софья Николаевна говорила и об оценках.
Постоянные неудачи отбивают у детей охоту
учиться. Опытные педагоги никогда не
злоупотребляют ни замечаниями, ни двойками.
А самое главное, по мнению Лысенковой, –
педагогическое творчество. Надежда школы –
учитель!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|