Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Не столько важны знания, сколько путь к ним

У каждого педагога, творящего колдовство, есть на боевом знамени свой девиз. Софья Николаевна Лысенкова утверждает: «Дети не просто любят учиться, дети любят хорошо учиться! И не столько важны сами знания, сколько путь к ним».
На уроке Лысенковой несколько раз слышались голоса из зала:
– Вам так разрешали, а нам кто даст?
И Софья Николаевна с улыбкой рассказывала, что, когда она двадцать пять лет назад впервые «нарушила» спущенную сверху программу, никакого разрешения у нее тоже не было. И завуч в ужасе хваталась за голову: «Из министерства и вам шею намылят, и мне по шапке дадут».
К идее опережающего обучения Лысенкова пришла не сразу.
Сначала заметила, что из 45–47 детей, обучающихся в классе (тогда были такие нормы наполняемости) примерно тринадцать материал урока не усваивают. Поначалу Софья Николаевна оставляла неуспевающих на дополнительные занятия. А потом поняла, что пустое это дело. Педагог бьется из любви к детям, а они мученически смотрят: «Когда ж отстанешь?». Пришлось искать иные методы и пути.
Лысенкова придумала вот что: раз некоторым детям не хватает времени на уроке для усвоения темы, нужно дать им это время. Значит, в пределах программы следует изыскать возможность дольше и глубже работать над каждой темой. Так и родилась парадоксальная идея опережающего обучения.
Лысенкова вычислила самый трудный момент в освоении материала: на переходе от наглядности к серьезным проблемам, когда на основе выводов надо строить суждения. Так появились в поддержку ученикам опорные схемы, которые не висят на стенах плакатами, а в работе постоянно. Осмысленность гарантирует активность и включенность в процесс. Убыстряется темп урока. Уходят лишние слова. Правила выполнения заданий все на схемах: неделю дети читают по схеме, затем усваивается сознательный навык, а через две недели схема больше не нужна.
Второй новый момент в проведении занятий – комментирование действий. Ребенок вслух произносит все, что делает по заданию учителя (пишу, ставлю, прибавляю, получается), проговариваются решения задач, написание слов. В работу вовлечен каждый. Сначала ведут сильные, затем те, кто послабее. Вместо пугающего «отвечай» Софья Николаевна говорит: «Веди, Маша!» Отвечай – это приказ, а веди – побуждение к действию. Класс подчиняется управлению учителя, потом управлению своего товарища, ученика. Возрастает авторитет отвечающего-ведущего. Постепенно комментирование на уроке переходит в рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении грамматических заданий. Комментирование объединяет три действия: мыслю, говорю, записываю. Труд становится осмысленным. Учитель может контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить пробелы, отметить успехи.
Софья Николаевна говорила и об оценках. Постоянные неудачи отбивают у детей охоту учиться. Опытные педагоги никогда не злоупотребляют ни замечаниями, ни двойками.
А самое главное, по мнению Лысенковой, – педагогическое творчество. Надежда школы – учитель!

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru