Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Домашнее задание для нас – школьная реформа

Послушать про образовательную политику собрались люди серьезные.
Именно поэтому Александр Адамский, вполне в духе педагогики сотрудничества, предложил каждому, кто захочет, назвать ту тему, которая интересует его лично в контексте образовательной политики. Российская школа всегда была предельно огосударствлена. Советская власть еще более усилила эту тенденцию. В чем же тогда суть образовательной политики в России? В чем суть взаимоотношений общества и школы? Вовсе не в отношениях школы и государства. Суть – в коренной, принципиальной перестройке природы школы. Признаем, что эффективных гражданских институтов управления образованием в нашей стране нет. Нет даже профессиональных ассоциаций, которые могли бы, выражая точку зрения профессионалов, влиять на управление школой.
У Адамского-ученого, конечно, есть ясная позиция по поставленным вопросам. В нынешних условиях он – против 12-летки. Всем нам очевидна бедственная ситуация, в которой сегодня находится российское образование, но Адамский видит еще один важный аргумент против увеличения сроков обучения: “В 19 лет – окончание школы, в 30 лет – диссертация. Поздно попадать на командные посты в 35–40 лет! В бизнес, науку, управление лучше попадать как можно раньше».
Тезис: общеобразовательная подготовка и высшее профессиональное образование – вещи очень разные.
Вопросы: какая связь между успехами в школе и профессиональной успешностью? Почему вообще человек продолжает учиться в вузе лишь благодаря тому, что у него были хорошие школьные оценки?
Единицей развития образования является школа. Не муниципалитет, не государство, не группа школ, а именно школа! В нашей стране образовательные нравы значат намного больше, чем образовательные законы. Исходя из этого, формулируется задача на перспективу: формирование общенационального образовательного сознания. Не единого, но общего!
Задача очень трудна для России, страны с различными образовательными традициями разных этносов. Но пока общеобразовательное сознание не сформировано, школа останется бедной. Как это ни грустно сознавать, но наше общество устраивает низкий уровень образования в школе.
И вдруг зазвенел колокольчик. Завуч школы сотрудничества Елена Хилтунен возвестила о начале перемены именно в тот момент, когда Андрей Русаков, приехавший из Киева, задавал вопрос об отношении к реформам “сверху”.
Пришлось задать “ученикам” домашнее задание:
первое – убедить министерство не быть лидером реформ;
второе – поддержать граждан, создающих попечительские советы;
третье, исследовательское (в задачниках обычно помечается звездочкой как более сложное), – проанализировать реформу на уровне политических решений.
Может быть, последнее – это домашнее задание и для самого Адамского.

Павел Шмаков

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru