Домашнее задание для нас – школьная реформа
Послушать про образовательную политику
собрались люди серьезные.
Именно поэтому Александр Адамский, вполне в духе
педагогики сотрудничества, предложил каждому,
кто захочет, назвать ту тему, которая интересует
его лично в контексте образовательной политики.
Российская школа всегда была предельно
огосударствлена. Советская власть еще более
усилила эту тенденцию. В чем же тогда суть
образовательной политики в России? В чем суть
взаимоотношений общества и школы? Вовсе не в
отношениях школы и государства. Суть – в
коренной, принципиальной перестройке природы
школы. Признаем, что эффективных гражданских
институтов управления образованием в нашей
стране нет. Нет даже профессиональных
ассоциаций, которые могли бы, выражая точку
зрения профессионалов, влиять на управление
школой.
У Адамского-ученого, конечно, есть ясная позиция
по поставленным вопросам. В нынешних условиях он
– против 12-летки. Всем нам очевидна бедственная
ситуация, в которой сегодня находится российское
образование, но Адамский видит еще один важный
аргумент против увеличения сроков обучения: “В 19
лет – окончание школы, в 30 лет – диссертация.
Поздно попадать на командные посты в 35–40 лет! В
бизнес, науку, управление лучше попадать как
можно раньше».
Тезис: общеобразовательная подготовка и высшее
профессиональное образование – вещи очень
разные.
Вопросы: какая связь между успехами в школе и
профессиональной успешностью? Почему вообще
человек продолжает учиться в вузе лишь благодаря
тому, что у него были хорошие школьные оценки?
Единицей развития образования является школа. Не
муниципалитет, не государство, не группа школ, а
именно школа! В нашей стране образовательные
нравы значат намного больше, чем образовательные
законы. Исходя из этого, формулируется задача на
перспективу: формирование общенационального
образовательного сознания. Не единого, но общего!
Задача очень трудна для России, страны с
различными образовательными традициями разных
этносов. Но пока общеобразовательное сознание не
сформировано, школа останется бедной. Как это ни
грустно сознавать, но наше общество устраивает
низкий уровень образования в школе.
И вдруг зазвенел колокольчик. Завуч школы
сотрудничества Елена Хилтунен возвестила о
начале перемены именно в тот момент, когда Андрей
Русаков, приехавший из Киева, задавал вопрос об
отношении к реформам “сверху”.
Пришлось задать “ученикам” домашнее задание:
первое – убедить министерство не быть лидером
реформ;
второе – поддержать граждан, создающих
попечительские советы;
третье, исследовательское (в задачниках обычно
помечается звездочкой как более сложное), –
проанализировать реформу на уровне политических
решений.
Может быть, последнее – это домашнее задание и
для самого Адамского.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|