Настоящий учитель, как и настоящий артист,
всегда говорит что-то свое
Аудитория мастер-класса Ильина благоговейно
внимала Евгению Николаевичу с первого до
последнего слова. Внимание было приковано к
человеку, в котором говорило все: мимика, жесты,
интонация, пауза...
А начал Ильин с главного: “Мир будут менять не
политики. Мир будем менять мы – учителя”.
Академической науке многое известно о книге, так
много, что теперь, как говорит Ильин, мы уже
читаем не самого Пушкина, а о Пушкине.
Наука много узнала об ученике: он и трудный, и
“переходный”, и необучаемый...
Но ученые не смогли соединить книгу и ученика
“интегративным плюсом”, чтобы в результате из
школы вышел Читатель. “А мои ребята, – с
гордостью утверждает Ильин, – читают. Читают –
все”.
Первый ключ: книгу надо открывать человеком.
“Ведь как ученик рассуждает: судьба Наташи
Ростовой – это ее судьба. А моя жизнь – это моя,
моя – и все”. Нет, продолжает Евгений Николаевич,
это не две жизни, это одна жизнь. Выражаясь
метафорически, надо Наташу Ростову посадить за
одну парту с Наташей Петровой, и пусть Петрова
учится жить у Ростовой.
Следующий ключ: одну личность (литературного
героя) с другой (ребенка) может соединить только
личность.
Быть ярким, по Ильину, означает выступать в трех
ипостасях: знатока, артиста и врача.
Знаток знает книгу, с которой идет на урок, так,
как никто ее больше не знает.
– Вот ответьте: на каком слове споткнулся
гладкословный Каренин? – подбрасывает Ильин
вопрос учителям. – Государственный муж, который
говорит без единой запиночки и вдруг в разговоре
с Анной Карениной: «Я столько пеле... пеле...
перестрадал». Учитель-предметник проходит мимо
таких вещей, а знаток сразу ухватывает суть: это
слово не его, Каренин не знает, что это такое –
страдать.
А артист – это кто? Артист, говорит Ильин, это
особое состояние души, когда ты идешь на урок с
волнением: получится или нет?
Нет, читать будут у того, кто придет свободным,
раскованным, веселым.
Ни один урок Ильина не обходится без какой-нибудь
придумки. Евгений Николаевич объясняет так:
“Голь на выдумки хитра. На урок надо идти
голеньким”.
Конечно, можно предварительно проштудировать
кучу методичек. Но тогда человек будет повторять
чужие мысли. А настоящий артист всегда говорит
свое.
И конечно, уверяет Ильин, учителю необходимо быть
врачом, человеком, оберегающим и защищающим
детей.
Показательный для учителя Ильина случай
произошел на выпускном экзамене. Тогда это было
страшное и торжественное событие: девочки
приходили на экзамен с белыми бантами и в белых
передничках. “И вдруг вижу, у одной из них на лбу
выступают капли пота, потом появляются слезы,
падают на экзаменационный лист, и она этот лист
рвет. А уже прошло два часа”. Евгений Николаевич
направляется к заплаканной ученице. Ну-ка,
Тамара, подвинься”. И учитель садится на один
стул с ученицей: “Ты не помнишь, кто сказал: жизнь
дается один раз. Давай начнем вместе”.
Пятнадцать минут учитель диктует начало: “А
теперь – работай”.
Приведя этот пример, Ильин в который раз задает
риторический вопрос: разве у такого учителя не
будут читать книгу? Разве это не очевидно, что его
ученики будут читать даже просто с позиции
педагогики благодарности – за понимание.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|