Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Настоящий учитель, как и настоящий артист, всегда говорит что-то свое

Аудитория мастер-класса Ильина благоговейно внимала Евгению Николаевичу с первого до последнего слова. Внимание было приковано к человеку, в котором говорило все: мимика, жесты, интонация, пауза...
А начал Ильин с главного: “Мир будут менять не политики. Мир будем менять мы – учителя”.
Академической науке многое известно о книге, так много, что теперь, как говорит Ильин, мы уже читаем не самого Пушкина, а о Пушкине.
Наука много узнала об ученике: он и трудный, и “переходный”, и необучаемый...
Но ученые не смогли соединить книгу и ученика “интегративным плюсом”, чтобы в результате из школы вышел Читатель. “А мои ребята, – с гордостью утверждает Ильин, – читают. Читают – все”.
Первый ключ: книгу надо открывать человеком. “Ведь как ученик рассуждает: судьба Наташи Ростовой – это ее судьба. А моя жизнь – это моя, моя – и все”. Нет, продолжает Евгений Николаевич, это не две жизни, это одна жизнь. Выражаясь метафорически, надо Наташу Ростову посадить за одну парту с Наташей Петровой, и пусть Петрова учится жить у Ростовой.
Следующий ключ: одну личность (литературного героя) с другой (ребенка) может соединить только личность.
Быть ярким, по Ильину, означает выступать в трех ипостасях: знатока, артиста и врача.
Знаток знает книгу, с которой идет на урок, так, как никто ее больше не знает.
– Вот ответьте: на каком слове споткнулся гладкословный Каренин? – подбрасывает Ильин вопрос учителям. – Государственный муж, который говорит без единой запиночки и вдруг в разговоре с Анной Карениной: «Я столько пеле... пеле... перестрадал». Учитель-предметник проходит мимо таких вещей, а знаток сразу ухватывает суть: это слово не его, Каренин не знает, что это такое – страдать.
А артист – это кто? Артист, говорит Ильин, это особое состояние души, когда ты идешь на урок с волнением: получится или нет?
Нет, читать будут у того, кто придет свободным, раскованным, веселым.
Ни один урок Ильина не обходится без какой-нибудь придумки. Евгений Николаевич объясняет так: “Голь на выдумки хитра. На урок надо идти голеньким”.
Конечно, можно предварительно проштудировать кучу методичек. Но тогда человек будет повторять чужие мысли. А настоящий артист всегда говорит свое.
И конечно, уверяет Ильин, учителю необходимо быть врачом, человеком, оберегающим и защищающим детей.
Показательный для учителя Ильина случай произошел на выпускном экзамене. Тогда это было страшное и торжественное событие: девочки приходили на экзамен с белыми бантами и в белых передничках. “И вдруг вижу, у одной из них на лбу выступают капли пота, потом появляются слезы, падают на экзаменационный лист, и она этот лист рвет. А уже прошло два часа”. Евгений Николаевич направляется к заплаканной ученице. Ну-ка, Тамара, подвинься”. И учитель садится на один стул с ученицей: “Ты не помнишь, кто сказал: жизнь дается один раз. Давай начнем вместе”. Пятнадцать минут учитель диктует начало: “А теперь – работай”.
Приведя этот пример, Ильин в который раз задает риторический вопрос: разве у такого учителя не будут читать книгу? Разве это не очевидно, что его ученики будут читать даже просто с позиции педагогики благодарности – за понимание.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru