Тайная жажда серьезного диалога
“Япытаюсь решить задачу организации процесса
при отсутствии фигуры учителя как таковой, зная,
что это невозможно”.
Александр Михайлович Лобок высказал свое мнение
о методике Шаталова – методике трансляции
порционных знаний и о школе диалога культур – о
трагическом ощущении человека в культуре. Это
две базовые противоположные точки, между
которыми строится энергетическое напряжение
сегодняшней педагогики. На одном полюсе –
отработка и доведение до абсолютного
совершенства суммы технологических схем по
трансляции знаний, на другой – некая напряженная
позиция растерянности как ценности
(растерянности перед тем, что я делаю). Величие
реального учительского подвига – удержать ежа и
ужа в своем внутреннем пространстве.
Лобок считает, что было бы грустно, если бы каждый
из учителей не обнаружил в себе кусочек Шаталова
и кусочек Курганова.
Урок назывался «Как нам услышать друг друга». Для
Александра Михайловича на сегодня проблема
слышания другого – это то, в чем вообще
концентрируется смысл педагогического дела,
вообще любой встречи с другим человеком.
Суть того, что педагог делает в пространстве
класса, – попытка услышать в ребенке и в себе то,
о чем мы никогда не говорим.
Почему знания считаются сверхценностью
школьного процесса? Наличие знаний дает иллюзию,
что учитель может ребенка понять. Экзамен –
проверка того, как ты понял меня. («Могу ли я
познакомиться с тем, как ты меня понял?»)
За всем стоит тайная скрытая жажда понимания. И
урок есть средство предъявления себя тайного им.
Понял ли ты закон Ома, усвоил ли, освоил ли сумму
того, что называется знаниями? А себя-то ты понял,
что с тобой происходит? И существенно ли это?
Лобок отказывается от задачи ценности усвоения
знаний. Время урока центрировано личностным
содержанием учителя. Идет процесс взаимного
самообразования.
“Если спросите меня как учителя, в чем
образовательный момент, я вам не отвечу, –
говорит Александр Михайлович. – В этих встречах,
которые всегда заново, всегда сызнова, и
совершаются реальные моменты образования. Я себя
пытаюсь строить так, чтобы он или она меня не
отвергли. Чтобы им стало со мной интересно. Чтоб
они захотели со мной дальше общаться. Вся
человеческая жизнь – это череда новых встреч,
коммуникаций, которые и составляют наиболее
радикальный образовательный момент в жизни
каждого человека. Это и дает ключ к тому, что
пытаемся мы в рамках вероятностного образования
строить”.
Совершенно справедливо замечено, что мы не знаем,
как и в какой мере образование в самом деле
совершается.
В школе есть содержание образования.
Доказательство: человек, который покидает стены
школы, отличается от того, который вошел.
Эта сумма образовательных моментов совершенно
не совпадает с тем, чему учителя учат, не
совпадает с содержанием учебников.
У нас вообще нет инструментария по отслеживанию,
что реально происходит с ребенком во время
образовательного процесса.
Сейчас нет проблемы усвоить порционную школьную
информацию. Шаталов готов дать методу освоения
чего угодно, разбитого на порции. Но задачи
образования не в трансляции порционного
материала! Реально образование происходит в
течение всей жизни, это менее всего процесс
усвоения порционных знаний.
Содержанием образования является выстраивание
себя по отношению к другому, акт открытия новой
вселенной.
Усваиваются ли при этом знания? “Наверное, да”,
– отвечает Александр Михайлович.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|