Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тайная жажда серьезного диалога

“Япытаюсь решить задачу организации процесса при отсутствии фигуры учителя как таковой, зная, что это невозможно”.

Александр Михайлович Лобок высказал свое мнение о методике Шаталова – методике трансляции порционных знаний и о школе диалога культур – о трагическом ощущении человека в культуре. Это две базовые противоположные точки, между которыми строится энергетическое напряжение сегодняшней педагогики. На одном полюсе – отработка и доведение до абсолютного совершенства суммы технологических схем по трансляции знаний, на другой – некая напряженная позиция растерянности как ценности (растерянности перед тем, что я делаю). Величие реального учительского подвига – удержать ежа и ужа в своем внутреннем пространстве.
Лобок считает, что было бы грустно, если бы каждый из учителей не обнаружил в себе кусочек Шаталова и кусочек Курганова.
Урок назывался «Как нам услышать друг друга». Для Александра Михайловича на сегодня проблема слышания другого – это то, в чем вообще концентрируется смысл педагогического дела, вообще любой встречи с другим человеком.
Суть того, что педагог делает в пространстве класса, – попытка услышать в ребенке и в себе то, о чем мы никогда не говорим.
Почему знания считаются сверхценностью школьного процесса? Наличие знаний дает иллюзию, что учитель может ребенка понять. Экзамен – проверка того, как ты понял меня. («Могу ли я познакомиться с тем, как ты меня понял?»)
За всем стоит тайная скрытая жажда понимания. И урок есть средство предъявления себя тайного им.
Понял ли ты закон Ома, усвоил ли, освоил ли сумму того, что называется знаниями? А себя-то ты понял, что с тобой происходит? И существенно ли это?
Лобок отказывается от задачи ценности усвоения знаний. Время урока центрировано личностным содержанием учителя. Идет процесс взаимного самообразования.
“Если спросите меня как учителя, в чем образовательный момент, я вам не отвечу, – говорит Александр Михайлович. – В этих встречах, которые всегда заново, всегда сызнова, и совершаются реальные моменты образования. Я себя пытаюсь строить так, чтобы он или она меня не отвергли. Чтобы им стало со мной интересно. Чтоб они захотели со мной дальше общаться. Вся человеческая жизнь – это череда новых встреч, коммуникаций, которые и составляют наиболее радикальный образовательный момент в жизни каждого человека. Это и дает ключ к тому, что пытаемся мы в рамках вероятностного образования строить”.
Совершенно справедливо замечено, что мы не знаем, как и в какой мере образование в самом деле совершается.
В школе есть содержание образования. Доказательство: человек, который покидает стены школы, отличается от того, который вошел.
Эта сумма образовательных моментов совершенно не совпадает с тем, чему учителя учат, не совпадает с содержанием учебников.
У нас вообще нет инструментария по отслеживанию, что реально происходит с ребенком во время образовательного процесса.
Сейчас нет проблемы усвоить порционную школьную информацию. Шаталов готов дать методу освоения чего угодно, разбитого на порции. Но задачи образования не в трансляции порционного материала! Реально образование происходит в течение всей жизни, это менее всего процесс усвоения порционных знаний.
Содержанием образования является выстраивание себя по отношению к другому, акт открытия новой вселенной.
Усваиваются ли при этом знания? “Наверное, да”, – отвечает Александр Михайлович.

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru