Образование как переосмысление аксиом
Не много найдется в мире философов, которые
решились бы создать свою школу. Один из них –
Владимир Соломонович Библер.
Так случилось, что встреча в мастер-классе Сергея
Юрьевича Курганова стала воспоминанием об этом
выдающемся ученом.
Чего же хотел, ради чего трудился Владимир
Соломонович? Почему ему так важно было воплотить
философские идеи в практике конкретной школы?
Странное дело, заметил ученик Библера Анатолий
Ахутин, “мало кто, познакомившись с концепцией
школы диалога культур, не увлекался ее идеями”.
Но “чем больше мы в нее погружались, тем яснее
осознавали ее абсолютную нереальность,
утопичность, невозможность”. Ведь подход
Владимира Соломоновича вскрывает практически
неразрешимое противоречие в самой ситуации
образования: педагог работает в настоящем, а
детям жить – в будущем. То есть в учебном
процессе встречаются, сходятся в диалоге или
борьбе три времени: прошлое, настоящее и будущее.
И перед учителем встает труднейшая
парадоксальная задача: отвлечься от
повседневной рутины, от забот сегодняшнего дня и
попытаться расслышать голос будущего, чтобы
помочь детям достойно войти в еще только
зарождающуюся в недрах бытия культуру.
Конечно, это утопичная цель. Но, понимая всю ее
утопичность, нашлись учителя, которые захотели
осуществить библеровскую концепцию в своих
школах – в харьковской гимназии “Очаг” и
новосибирской школе “Умка”.
Владимир Соломонович пытался построить
педагогическую систему нового века. Он хотел
создать педагогику, которая отвечала бы сути
происходящего в ХХ веке, тому, что делает наш век
отличным от всех предшествующих.
Подчеркнем: образование – это не отрывочное
усвоение наработанного в культурах прошлого, это
вхождение в культуру будущего. А открыться она
может только в “глубине вещей”, в попытке
уловить смысл зарождающихся сегодня тенденций. И
главный вопрос здесь: что представляет собой
современная культура? По мнению Владимира
Соломоновича, характерная черта нашего времени в
том, что везде, будь то наука, философия, религия
или искусство, происходит переосмысление
исходных причин и оснований.
Поэтому мы должны построить ситуацию обучения
так, чтобы она стала “ситуацией обращения к
началам”. Например, чтобы постичь сущность
математики, надо обратиться к ее первопричинам.
Стремясь понять связь оснований школьного
обучения и логического начала науки, учителя
создают то напряжение, из которого
разворачивается деятельность школы диалога
культур.
Конечно, это только некоторые теоретические
штрихи, самый общий взгляд, который можно бросить
на библеровскую концепцию за короткое время
мастер-класса. Тем же, кто хочет познакомиться с
конкретикой, советуем посетить гимназию “Очаг”
и школу “Умка”, а также наведаться в недавно
открытый интернетовский сайт, посвященный
Библеру. Пока там всего несколько статей, но с
течением времени сайт будет пополняться. Его
адрес: www.bibler.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|