Кто же из нас настоящий почемучка?
Была, кажется, на телевидении передача
для детей под названием “Клуб почемучек”. Ее
содержание определялось простым предположением:
маленький человек – это человек, вообще говоря,
незнающий, непросвещенный, то есть человек,
задающий много вопросов. Почему? Зачем? Откуда?
Что такое? И так далее. Глупый малыш задает свои
забавные вопросы, а умный взрослый толково ему
отвечает. Малыш сияет. Все довольны.
Тут я, похоже, пережимаю в иронии, хотя и
общепринятая иерархия – дети (чистый лист
бумаги) и взрослые (пишущие на этом листе
достойные письмена) – вовсе не представляется
мне очевидной. Как бы то ни было, познавательная
ценность той давней передачи была несомненной.
Но сейчас я о другом.
В последнее время все чаще думаю:
странно, что никому не пришло в голову
организовать телевизионный “Клуб почемучек”
для взрослых. Для родителей. В той же легкой,
ненавязчивой стилистике. С заботой о тех, кто
задает вопросы, а не о тех, кто призван на них
ответить. Какие-то педагогические телештудии мне
припоминаются, но они напрочь испорчены
академизмом, псевдонаучностью. Наука о детях по
большому счету фантастична, практика расходится
с теорией. Да что там говорить, они часто попросту
не встречаются. Разные задачи (даже уточнять эту
разницу не хочу), разная терминология, все разное.
Если измученный вопросами папа (или мама) придет
в Ленинскую библиотеку и начнет читать всю
подряд педагогическую литературу, то ничего,
кроме еще большего отчаяния, это ему не даст. Сам
пробовал, надолго меня не хватило.
А вопросов между тем тьма. Дети – они, конечно,
почемучки, но мы, родители, гораздо почемучистей.
К тому же разное качество – на все их детские
“почему” мы можем, не особенно долго думая, дать
более или менее удовлетворительные “потому”, а
наши тихие, почти безмолвные “почему” в
безмолвии же и повисают. Идем по минному полю без
миноискателя, надеясь на авось. Авось прорвемся,
авось не рванет.
Самое любопытное, что от количества детей в семье
тут мало что зависит, хотя иногда и приходится
слышать обратное: второго ребенка
“воспитывать” легче. Тем более третьего,
четвертого… Это, я думаю, от самовнушения.
Практическая педагогика (в широком смысле) не
арифметика, тут дважды два может оказаться равно
пяти. А может и нулю. Со вторым ребенком легче в
техническом плане, в плане бытового, так сказать,
обихаживания, но к собственно воспитанию это не
имеет ни малейшего отношения. Всякий новый
человек – новый небывалый мир, новая задача.
Приемы, найденные при решении задачи предыдущей,
здесь не работают. Всякий раз нужно снова
пускаться в свободное плавание – новые Америки
открывать.
Вступление к моим заметкам, кажется,
затягивается. Но и наблюдений (а еще точнее –
недоумений) за последние два-три месяца
накопилось такое количество, что за один раз с
ними и не управиться. По-моему, я затеваю некий
сериал...
А все началось с того, что мой сын на восьмом году
своей жизни стал как-то массированно огорчать
меня. Всякое бывало и раньше, но случалось
эпизодически и сходило ему с рук под грифом
детской непосредственности. Естественный
человек, что же с него возьмешь. Сначала делает,
потом думает. Если думает вообще. К тому же все
зигзаги его поведения я отчетливо до поры до
времени понимал. Этим летом Мишку я почти
перестал понимать. Вопрос “почему?” стал для
меня привычным, как дневная одежда. И
непосильным.
Мишка принялся активно, последовательно и
сознательно противиться исполнять некоторые
общепринятые вещи. Он оказался лжецом. Злюкой.
Психом. Скандалистом. Жадиной. Равнодушным к
близким человеком. Лентяем. Он стал вести себя,
что ли, неадекватно. Раньше все его реакции были
более или менее ожидаемыми и соответствовали
тому, как, по моим представлениям, должен
реагировать на то или иное событие нормальный
ребенок. Теперь все изменилось.
Я намеренно фиксируюсь на негативе, лепя его как
бы в такой концентрат, от которого мурашки бегут
по коже. В действительности, разумеется, не было
особенных трагедий, Мишка оставался
довольно-таки симпатичным мальчишкой, но
неприятные мелочи тем не менее неумолимо
накапливались, выстраиваясь в уже несомненную
удручающую систему. Случались и просто вещи
вопиющие. В таких ситуациях мой отец всегда
прибегал к педагогике ремня, но мой отец был
работягой, “академиев не кончал”, в Ленинке
штанов не просиживал. И я отчетливо помню, сколь
мучительно изживал комплексы, виной которым была
эта самая педагогика ремня. Чего греха таить, и у
меня нередко предательски чешутся руки, но, слава
Богу, от поступка, за который потом будет стыдно,
удерживаюсь.
Вот пример – не из вопиющих, впрочем: “вопиющие”
оставлю для нашего с сыном внутреннего
пользования. Целый год мы мечтали с ним поехать
на Алтай. В результате пребывание на Алтае
вылилось в некоторых точках в сущий кошмар. Миша
любит путешествовать, да. Но, как выяснилось, он
любит путешествовать на автомобиле, на поезде, на
самолете. С комфортом. А где потребовались
некоторые усилия, тут же возник жестокий и
сварливый отпор.
В один из дней мы отправились искать каскад
водопадов, о которых слышали нечто восторженное.
Наш вездеход выбился из сил у начала совершенно
непролазного ущелья. Далее следовало
пробираться километров десять по пунктирной, то
и дело обрывающейся тропе с двенадцатью или
тринадцатью бродами через ледяную горную реку
(броды эти, правда, Мишка преодолевал верхом на
мне).
Конечно, многовато для семилетнего мальчишки. Но
не смертельно. В Мишкины годы я осиливал и
побольше, сутками лазая с отцом по непроходимой
тайге. Это были самые счастливые дни. Не умом,
конечно, а всем своим детским сердцем я понимал
тогда, что созерцание истинной красоты, рядом с
которой перестаешь понимать, кто ты такой, что
такое время, что такое пространство и так далее,
даруется лишь после немалого усилия; без усилий
же, в комфорте, ты можешь добраться лишь до
некоего эрзаца красоты, то есть достоин только
обмана. Мишка же по поводу этих усилий устроил
форменную склоку – до красоты ли нам было? Я
понимаю, что сравнивать своего ребенка с
собой-ребенком некорректно, неумно, и все-таки
отчего мой сын оказался столь вредным, столь
немужественным и столь нелюбопытным?
Мишка пинал камни, в злобе ломал ветки, кричал,
что этот Алтай давно надо взорвать, подложив под
него хорошенькую бомбу. Под горячую руку
досталось и прошлогоднему Черному морю, которое,
по его мысли, тоже надо взорвать (а на море между
тем он был абсолютно счастлив), и даже нашему
родному дому.
До двух водопадов мы все-таки поднялись, но они (и
даже второй – изумительный, двадцатиметровый) не
произвели на Мишку никакого впечатления:
выпросив у меня зажигалку, он принялся разжигать
свои вечные костры. А к третьему – 75-метровому –
я отказался идти сам, предполагая, какую бурю
ненависти вызвало бы это у моего сына. Я сидел на
замшелом валуне, на меня летела водяная пыль, в
облаках которой сверкала радуга, я недоумевал: ну
почему Мишка такой?
Одна из чаш предполагаемых весов ощутимо
потянула вниз, пора что-нибудь бросить и на
другую. В моих отношениях с сыном этим летом были
и нечаянные радости. Но тут я ставлю многоточие...
До следующей серии.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|