Страничка Василия Кольченко
Воспитание настоящих граждан – это
вопрос не знаний, а внутренней кулътуры
Выпускница и лектор Гарвардского
университета Джэнет Вэйлант изучает реформы
российского образования. Я встретился с ней в
столице штата Род-Айленд городе Провиденсе.
“Провиденс” означает “провидение”. Кажется,
только провидение могло свести двух людей,
интересующихся школой вообще и нашей в
частности, на другом конце земли, в далекой
Америке. А еще – общие знакомые, общие идеи и
пристрастия. При всем различии опыта мы говорим
на одном языке и в прямом и в переносном смысле.
Из пятидесяти американских штатов Род-Айленд
самый маленький. Столица его основа людьми,
бежавшими от религиозной нетерпимости в поисках
свободы. Это один из старейший городов Новой
Англии, со своим университетом (Brown University),
принадлежащим к престижной Ivy League. Тут мы и
устроились для беседы на затененной скамье,
обращенной к просторной лужайке и спрятанным за
деревьями университетским зданиям.
Как получилось, что Джэнет заинтересовалась
Россией? “С детства помню доброжелательное
отношение и интерес к Советскому Союзу, нашему
союзнику в борьбе с Гитлером. В седьмом классе я
читала книги по русской истории. В университете
занялась русской историей всерьез”.
А откуда появился интерес к образованию? “Я
готовилась стать школьной учительницей. После
четырех лет занятий в университете год провела
на педагогической практике в школе, вела уроки.
Это была та самая школа, в которой я раньше
училась. В ней преподавали замечательные
учителя, царила творческая и свободная атмосфера
и в то же время – высокая интеллектуальная
дисциплина и требовательность. Для меня она
осталась педагогическим образцом на всю жизнь”.
Работала ли она в школе после университета?
“Всего год, и не в США, а на Карибских островах, в
Барбадосе. Во время “холодной войны” я создала
особую учебную программу, позволяющую
американским учителям лучше понять жизнь
Советского Союза и донести это понимание до
детей”.
Часто ли она ездит в Россию? “Последнее время –
3–4 раза в год. Хочется не только изучать вашу
систему образования, но и помогать ей. Теперь
такая возможность появилась. Американское
правительство дает деньги, а мы налаживаем
подготовку учителей в России и Америке.
Мой проект – развитие гражданского образования.
Теорию ваши учителя умеют преподавать –
сведения о Конституции, о государственном
устройстве России. Чего часто не хватает – это
повседневной практики: традиции свободных
дискуссий, развития критического мышления.
Но без такой практики теория оседает мертвым
грузом. Мы говорим о воспитании настоящих
граждан, без которых невозможно гражданское
общество. Это вопрос не столько знаний, сколько
внутренней культуры. Мы не можем точно знать, что
лучше подойдет для вашей школы, поэтому готовим
ваших же специалистов, которые смогут обучать
учителей конкретным методам работы в классе.
Семинары всегда планируем вместе с русскими
коллегами. Показываем, как учить детей
проведению дискуссий, мирному разрешению
конфликтов, терпимости к чужому мнению,
критическому отношению к догмам,
доброжелательному отношению к людям,
сотрудничеству в учебном труде. Это все
отдельные методики и навыки. Все вместе они
помогают воспитанию настоящего гражданина”.
Мне сразу вспомнилась коммунарская методика
творческих дел. Она как раз и учит всему тому, что
перечислила Джэнет. Не могут ли люди с
коммунарским опытом помочь в ее работе? “Где эти
люди? Я хотела бы с ними познакомиться.
Невозможно перенести западные образцы на
русскую почву без связи с вашей педагогической
традицией, например педагогикой
сотрудничества”.
Кто еще в Америке изучает наше образование? “В
июне этого года в университете штата Индиана
прошла конференция по образованию стран бывшего
Советского Союза. Собрались специалисты из
Великобритании, Германии, России, из нескольких
американских университетов. Наше сообщество
небольшое, зато его участники – люди увлеченные,
занимаются своим делом по зову сердца”.
Джэнет встречалась с Симоном Львовичем
Соловейчиком. Как это произошло? “Я приехала в
редакцию “Первого сентября”, потому что хотела
показать свою книгу, учебник русской истории для
американских школьников. В этом учебнике собрано
много первоисточников – от “Летописи временных
лет” до поэмы Блока “Двенадцать”.
Симон Львович открыл книгу, и я приготовилась
объяснять свой подход к преподаванию истории
через первоисточники, оживляя давние события и
приближая их к детскому опыту. Не успела я начать,
как он сказал: “Да, это очень интересный подход”
– и объяснил мне все то, что я собиралась
объяснять ему. Меня поразило, как быстро он в этом
разобрался, будто знал заранее”.
Меня поразило, как хорошо разбирается в нашем
образовании сама Джэнет. Понимает, сочувствует,
стремится помочь. В городе Провиденсе провидение
дало нам верного друга – нашей газете, нашим
учителям, нашей стране.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|