Что значит управлять образованием?
Сегодняшней школе нужны не новые
приказы,
а новые возможности для развития
Последние три года показали, что в обществе нет
потребности в переходе на 12-летку, во введении
государственных образовательных стандартов, в
том, чтобы начинать обучение в школе с шести
лет
Фактом является то, что в России
на 2000 год отсутствуют гражданские институты
образовательной политики
Система окорота
В старые недобрые партийно-советские
времена была особая методика окорота неугодных и
строптивых, слишком инициативных и идущих не в
ногу работников.
Краткое описание методики сводится к следующему.
Высокий руководитель вызывает к себе товарища,
или просто знакомого, или родственника
строптивого энтузиаста (не самого героя, а
кого-то из его ближнего или дальнего окружения) и
после разговора на производственные темы, как бы
невзначай, но чрезвычайно задушевным тоном
спрашивает своего собеседника:
– А как вы относитесь к тому, что говорит (пишет,
снимает) о нас ваш товарищ (знакомый, родственник,
сосед, коллега)?
Прием этот настолько же безнравственный,
насколько и эффективный в логике
манипулирования людьми и их чувствами.
Прежде всего потому, что предыдущий разговор с
руководством создает полную иллюзию
партнерства, принадлежности к одной команде,
единства ценностей.
И при таком подходе любое диссидентство кажется
неприемлемым, особенно для людей со слабым
внутренним стержнем, а таких, в общем, не так мало.
– Нет, вообще-то я не во всем с ним согласен,
особенно с резкостью суждений и критическим
напором. Нет, я не могу сказать, что мы
единомышленники.
При этом, как правило, суть высказываний, статей,
научных тезисов или слов не обсуждается. Для
управления людьми важен просто факт
присоединения к позиции руководства или
противостояния ей.
А сама позиция не так уж важна.
Более того, особая психология авторитарного
управления предполагает, что несогласие с
генеральной линией – это диагноз.
Умный человек не будет плевать против ветра, а
если кто-то это делает – он просто безумен.
В прямой форме так никогда не говорят. Говорят:
– Вы подумайте, ваш товарищ (приятель,
родственник, коллега) – такой умный человек, как
же он не понимает, что весь этот поток критики,
который от него исходит, только вредит. Вредит
всем, прежде всего вредит делу, но и нам всем, и
ему. А ведь такой умный человек!
Лично я эту фразу: “Такой умный, а простых вещей
не понимает” – слышал о себе сотни раз. И
С.Л.Соловейчик предсказывал мне, что я буду ее
слышать много раз.
– Они будут считать тебя путаником и постараются
просто игнорировать тебя, – говорил мне Симон
Львович.
Но речь не обо мне, речь о том, что, чем больше
историй об инициативных, имеющих свою точку
зрения учителях, директорах, управленцах мне
рассказывают, тем больше я убеждаюсь, что старая
и по-своему надежная схема окорота
неблагонадежных, тех, на кого не могут положиться
высшие и низшие руководители, – эта схема вечно
жива и активно работает в наше время.
Расчет манипулятора прост и в то же время
психологически обоснован.
После того как угар близости к высшему
руководству пройдет, один из собеседников,
фактически предавший своего друга, соседа или
коллегу, не сможет ни позвонить, ни написать, ни
рассказать о своем предательстве... тому, кого он
предал. Человек может отступиться от друга, но он
не в силах вынести тайну своего отступничества.
Что после этого? Конец дружбе, а для
провинившегося в непослушании – сигнал.
– Хочешь лишиться не только друзей, но и всего на
свете – оставь свой гонор, будь как все. Не
умничай, не будь путаником. Ты понял?
Находятся понятливые, но кто-то все-таки
продолжает стоять на своем.
Моя статистика показывает, что соотношение тех и
других примерно равное.
Управление демократией
Нет, нет, никто не собирается сейчас
рассуждать о том, как управлять самой
демократией.
Речь идет о другом: вместо авторитарного и
манипулятивного управления людьми есть другой,
более эффективный метод – управление с помощью
демократии.
Управление с помощью поощрения разных точек
зрения, управление с помощью несогласия друг с
другом, управление с помощью разногласий, а не
единомыслия.
При этом люди действуют по своей воле, а не
согласно чужой. В этом главный принцип
управления демократией – люди действуют
произвольно и стремятся сотрудничать.
Нет иного пути к сотрудничеству, кроме как
поощрять действие каждого по своей воле, а не
подчинять всех одной воле.
Сюжет такого управления подразумевает особую
роль органов управления.
Например, в последнее время мы много критикуем
наше Министерство образования. Основания этой
критики прежде всего в том, что ведомство
осталось по природе своей министерством
просвещения централизованного авторитарного
государства. Оно видит свою роль прежде всего в
том, чтобы сохранить за собой монополию принятия
решения. Ни одно из системных решений, принятых
сверху в условиях становления гражданского
общества, рыночного характера отношений,
усиления местного самоуправления, не будет
выполняться. Последним аргументом в пользу этого
тезиса была попытка реформирования системы
образования образца 1997 года. Искусственное
столкновение двух концепций продемонстрировало,
что дело не в том, чья точка зрения правильнее, а в
том, есть ли внутренний мотив, общественная
потребность в том или ином действии.
Последние три года показали, что в обществе нет
потребности в переходе на 12-летку, во введении
государственных образовательных стандартов, в
том, чтобы начинать обучение в школе с шести лет.
Какую инициативу ведомства ни возьми – это
предложение сверху, не выращенное обществом. Но
ситуация такова, что нет и возможности подобного
выращивания общественных институтов,
действующих или могущих действовать от имени
общества на поле образовательной политики. И в
этом основной повод для критики Министерства
образования. Потому что реальное управление
развитием – это не разработка приказов и
положений, а создание условий появления и
развития гражданских институтов управления
образованием.
– Так что вы предлагаете? В чем позитив вашей
критики? Знаете правило: “Критикуя –
предлагай”?
Знаем такое правило. Плохое правило.
Оно из того же арсенала манипулятивного
управления, что и окорот неугодных.
Если я знаю, как управлять министерством, лучше,
чем министр, то почему министр он, а не я?
Пусть министерство предлагает, а я буду
оценивать эти предложения, а не наоборот.
Недавно у меня была встреча с влиятельным
заместителем министра, который спросил: “Вам
нужна поддержка министерства?”
Они все думают, что по-прежнему все крутится
вокруг ведомства и без его поддержки или
благословения ничего не происходит.
И никак не могут себе представить, что
образование в гражданском обществе – это не
движение строем по общей команде, а гораздо более
сложное движение разрозненных образовательных
частиц, которое может стать общим движением не по
команде, а произвольно – по воле самих деятелей
образования.
Поэтому суть нашей критики в том, чтобы
предложить штабу российского образования роль
инициатора создания общественных институтов
образования. Не в смысле частных вузов или
коммерческих структур, а в смысле гражданских
ассоциаций, в которых формируются и опосредуются
общественные образовательные потребности. Дело
это не только нелегкое, но и в первом приближении
чиновнику непонятное. Поэтому и воспринимается
не как конструктивное предложение, а только как
критика и отрицание заслуг.
Но фактом является то, что в России на 2000 год
отсутствуют гражданские институты
образовательной политики.
Кто может заявить позицию относительно 12-летки
от имени общества? Никто.
Относительно единого экзамена?
Относительно норматива?
Относительно муниципальности школы?
Никто.
Вот именно поэтому реформа образования и
невозможна, говорим мы.
Потому что от имени общества никто не может
заявить ей поддержку или критику. Общество не
может выражать свое мнение хором. Это более
сложный институт: нужны гражданские ассоциации,
объединения. Как в политике – партии.
На создание и выращивание таких институтов нужны
десятилетия, но это и есть реформа образования.
Ну что же тут неконструктивного или
непозитивного?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|