Билет в остановившееся время
Дом-музей М.Н. Ермоловой. Привычное
сочетание слов – оно произносится
автоматически. Как и всякое обозначение места, о
существовании которого все знают, но не часто
туда заглядывают. Интересно же вслушаться в
каждое слово отдельно, понять, что за ним скрыто.
Мария Николаевна Ермолова – великая
русская трагическая актриса. Стоп. Только что вы
прочитали первый штамп, точнее, некоторую
банальность, которая своей незамысловатостью
характеризует описываемого человека лишь с
одной стороны, причем с той, которая и без того
ясна всем. Это имя стало ассоциироваться с самим
пониманием профессии Актрисы (именно так, с
большой буквы), эти три слова – великая, русская,
трагическая – возникают как практически
бессознательная ассоциация, связанная с идеалом
женщины на нашей сцене. Жаль, что в их смысл
вдумываются все реже, за ними скрывается много
содержательного.
Второе, что подсказывает память, – известный
портрет кисти Серова, парадный, написанный в
торжественной обстановке зеркального Белого
зала музея (впрочем, тогда еще дома). Строгое
черное платье, величественное отсутствие жеста.
Они ни слова не могут сказать о страстях,
царивших в зале и на сцене, когда там появлялась
Ермолова. Но об этом могут поведать фотографии.
Пухленькое личико семнадцатилетней дебютантки;
красивая молодая женщина, непринужденно
расположившаяся в огромном кресле; последняя
фотография освещена мудрой улыбкой. Она теперь
украшает спальню Марии Николаевны,
сохранившуюся во всех мелочах.
Если какой-нибудь из любителей живописи все-таки
захочет побольше узнать о М.Н.Ермоловой именно
через портреты, то вернее будет обратить свое
внимание на триптих Леонида Пастернака. Художник
с поразительной точностью выбрал живописную
технику. Живопись всегда казалась подходящим
материалом для сравнения с прихотливо
ускользающей из-под пера критика актерской
техникой. Вот Маша со своим отцом, суфлером, на
его рабочем месте – акварель; вот воспитанница
Ермолова сделает еще один шаг и впервые выйдет на
сцену Малого театра в главной роли – масло; музы,
венчающие славой Марию Николаевну, – карандаш.
Первое, что возьмет в руки человек, желающий
узнать об этой актрисе, будут, вероятнее всего,
книги. Есть воспоминания Т.Щепкиной-Куперник,
жившей в этом доме (она была подругой дочери
Ермоловой – Маргариты). Есть научный труд
профессора Дурылина, а главное, письма и часть
юношеского дневника самой Марии Николаевны. Не
все записи в нем сохранились, большую часть
своего архива она собственноручно уничтожила,
считая лишним привлекать в разговоре о ней как об
актрисе мотивы личной жизни.
Но одно дело прочитать о чем-то, а другое –
увидеть собственными глазами. Побывать в
доме-музее полезно для того, чтобы узнать, что
входило в круг чтения самой Ермоловой,
посмотреть на стол в ее кабинете, за которым были
выучены все роли, взглянуть в зеркало – без него
вряд ли была возможность репетиции, – словом,
почувствовать ту атмосферу, где рождались столь
любимые публикой характеры (Орлеанская дева,
Мария Стюарт, Лауренсия в “Овечьем источнике”,
Катерина в “Грозе”, Купавина в “Волках и
овцах”), попытаться разгадать ту актерскую
систему, без которой не обходится ни один актер.
Картина в голландском стиле, маленький бюст
Бетховена, аккуратные записи на полях ролей,
портреты любимых людей, книги, обыкновенные вещи,
а сколько нового, приближающего к нам образ
актрисы, привнесли они в, казалось бы, знакомое
творчество Ермоловой.
Вещи дали повод перейти ко второму слову – музей.
В сознании современного человека это что-то либо
уже совершенно запорошенное пылью, либо на днях
реконструированное здание с современным
оборудованием. Чаще всего под этим словом
понимается картинная галерея. Но есть еще и
мемориальные музеи. Это те самые культурные
заведения, что взяли на себя функцию пока не
существующей машины времени: отправить, правда,
они могут лишь в прошлое. Дом-музей Ермоловой
позволяет увидеть окружение не просто актрисы, а
«властителя дум» целых поколений, которым
пришлось стать свидетелями, пожалуй, самого
интересного времени в российской истории –
рубежа XIX–XX веков. Здесь Ермолова прожила 30
последних лет жизни. Она знала о бывших в этих
стенах таинственных событиях и подверглась, уже
став первой народной артисткой республики,
уплотнению.
Дом – первое и, пожалуй, самое главное в названии,
которое прозвучало в самом начале. Старинный
московский особняк, который в 1795 году явился
эталоном для застройки только что открывшегося
Тверского бульвара и стал единственным в этом
районе, не пострадавшим во время пожара 1812 года.
Здесь вполне могли бы происходить события,
описанные Грибоедовым в «Горе от ума». Чего
только не видел этот дом за свою долгую жизнь!
Н.П.Шубинский, известный адвокат, муж Марии
Николаевны, купил его и перестроил, когда особняк
уже успел отметить свое столетие. До этого там
собиралась масонская ложа, а в одной из комнат
произошло то ли убийство, то ли самоубийство на
любовной почве (некоторые говорят о привидении,
которое появляется в старинных стенах).
Скромные, со вкусом оформленные комнаты.
Создается впечатление, что за их пределами
ничего не существует – ни пробок на Тверском
бульваре, ни суеты на Пушкинской площади,
стремительная современность на мгновения
отступает. Сотрудники часто слышат от гостей
обещания обязательно вернуться в этот уютный дом
– послушать хорошую музыку на концертах или
посмотреть очередную премьеру играющих здесь
трупп.
Таков он, Дом-музей М.Н.Ермоловой, затерявшийся в
самом центре Москвы за более современными
зданиями. Если присмотреться повнимательнее, то
за многими фасадами из стекла и железа
скрываются старинные особняки, о них, право
слово, было бы интересно узнать.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|