Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Поймите, чего хочет ваш ребенок
и чего хотите вы…

C Сергеем Возчиковым, председателем ассоциации «Сознательные родители», беседует наш корреспондент Сергей Каменский

– Сергей Михайлович, говорят, что родители уже объединяются в клубы, ассоциации, союзы. Печально только, что о такой инициативе мало известно...
– Не печально, скорее радостно.
– Почему?
– А что, было бы лучше, если бы инициатива обрела статус государственной? Забюрократизировать и омертвить живое дело проще простого.
– В таком случае какую задачу вы считаете самой важной?
– В Ассоциации Монтессори-педагогов России я организовал лекторий под названием «Как не мешать ребенку расти и развиваться». До сих пор помню чувство беспомощности, которое охватывало меня, когда маленькая дочка у меня на руках чего-то хотела, куда-то тянулась, а я не мог ее понять. Степень просвещенности сегодняшних родителей, несмотря на обилие модных книжек по уходу за ребенком и его воспитанию, от нуля почти не отошла. Это раз. Теперь второе. Образование у нас осуществляется государством. Спросим себя: что нужно государству? Квалифицированная рабочая сила. Но именно такая, какой ее себе представляет государство. Однако всякое государство крайне медлительное, и реальное отставание этих представлений от потребности общества и человека – не меньше десяти лет. Родители же, представляющие интересы ребенка, чувствуют это и чего-то хотят, но не могут понять ясно, чего именно. Вызов, вот что нам нужно, чтобы реализовать импульс, исходящий от родителей, суметь преодолеть или обойти заторможенность государства, в чем-то неизбежную и естественную, в чем-то неестественную и ненужную. Если говорить современным рыночным языком – есть неудовлетворенный спрос. Родители хотят для детей лучшего образования, готовы вкладывать в это силы, время и средства, но лишены культурных образцов.
– Допустим, родитель понял и может сформулировать, что нужно его ребенку и чего он сам для него хочет.
– Когда родитель понял, чего он хочет, и идет в существующее учебное заведение, дошкольное или школьное – все равно, он оказывается лицом к лицу не с заведующей, не с директором, а с Системой, представителями которой являются и директор, и заведующая. Это столкновение заведомо проигрышно для родителя. Директор знает инструкции, он опытнее, лучше владеет ситуацией, и свои интересы он отстоит. Свои, то есть интересы государства, которое назначило его на эту должность и оплачивает его работу. Интересы ребенка вольно или невольно перекочевывают на второй план.
– А если родители объединятся?
– В подмосковной Балашихе стихийно возникло товарищество родителей. В инициативной группе оказался родитель-юрист, который помог грамотно составить и зарегистрировать соответствующие документы. Ничего, в сущности, сложного, товарищество даже не образовало юридического лица. Но теперь родители могут действовать на принципиально ином уровне и заказывать, допустим, дошкольному учреждению некую услугу как организация организации.
Рад, что к этому движению не привлечено очень большого общественного внимания – слишком велика опасность профанации. Можно уподобиться тому рисоводу из китайской притчи, который вытягивал ростки риса из земли, чтобы они росли быстрее. Все должно развиваться естественно. Пусть сначала родители поймут, хотят ли они для своего ребенка чего-нибудь принципиально иного, чем привычная «камера хранения», и если хотят, то чего именно. Призыв к родителям, мне кажется, должен быть такой: поймите, чего хочет ваш ребенок, поймите, чего хотите вы, и подойдите к своим желаниям творчески.
– Правильно ли я вас поняла, что школа, как некая шестеренка неповоротливой государственной системы, не способна дать ребенку того, что ему нужно – ни полноценных знаний, ни развития богатств его неповторимой личности?
– Задачей государственного образования вовсе не является всестороннее развитие и выявление богатств личности. Хотя бы потому, что на это не хватит ресурсов не то что одной страны, а всего мира. Нужно готовить человека активного, берущего, и тогда он сам возьмет знания. Права и обязанности государственной школы должны быть перераспределены с учетом позиции ребенка. По одному из следствий закона Паркинсона любая работа занимает все отведенное на нее время. Так и государственная система захватывает все образовательное пространство. И пока не возникнет – не скажу противодействие, но просто действие родителей, система так и будет занимать его, вытесняя, выдавливая все новации.
– Каким же должно быть движение учителей и родителей навстречу друг другу, чтобы от него началось и реальное движение к благу ребенка и не возникло тех жестоких конфликтов, которые, к сожалению, существуют сегодня между семьей и школой?
– Очень многое зависит от позиции родителей и педагогов. Я знаю одного директора школы, который так прямо и говорит: «Родители должны знать свое место! Сдали ребенка – и не мешайте!» Эта позиция имеет под собой определенные основания в силу низкой просвещенности родителей. Но дело в том, что у родителей должна быть возможность выбора, полноценная альтернатива. Школа с авторитарными установками, или школа либеральной направленности, или вообще не школа, а образование в семье: собирается группа, родители приглашают педагогов, а раз в году дети идут в школу сдавать экзамен. Сейчас такого выбора у родителей нет.
В сущности, тут противоречие действительно неразрешимое, и от любых приказных, поспешных действий ситуация может только ухудшиться. Создадим альтернативу – тогда и посмотрим. А сейчас мы можем только каждую конкретную конфликтную ситуацию улаживать – проломить стену между учителями и родителями нам пока не под силу. И вообще проламывание стен, как всякое насильственное действие, ни к чему хорошему не ведет. В том-то и беда, что мы все, и учителя, и родители, вынуждены решать проблемы, которых быть не должно.
– Но ведь самодеятельные организации родителей, похоже, являются для вас обнадеживающим фактом?
– Безусловно. Потребность в родительских клубах, ассоциациях, товариществах велика. Но когда родители спрашивают меня, где ближайшая Монтессори-группа, я отвечаю так: наилучшая возможность водить ребенка в близкую к дому Монтессори-группу – инициировать создание еще одной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru