Вячеслав Букатов, кандидат педагогических наук
Отправляясь на урок, захватите
«рыболовные сети»
Тогда ваши ученики станут “рыбаками”.
Но даже вы не можете знать заранее, каких рыб и
кто именно сегодня наловит
Судя по разговорам, некоторые
учителя-читатели склонны принимать нашу
страничку за некую поваренную книгу
методических приемов. И ждут особых разъяснений,
по каким полочкам у нас тут все разложено. И
серчают или смущаются, когда эти ожидания не
оправдываются.
Нам казалось, что от подобных
ожиданий-заблуждений мы по мере сил старались
освобождать наших читателей. Но увы...
Сам набор тех или иных игровых
заданий-упражнений или читательских находок,
который вы можете выудить из нашей странички, еще
не является гарантом вольной и счастливой жизни
детей на уроке. Представьте: вы пишете на доске
арифметический пример С.А.Рачинского, но ведь от
этого ваши ученики не заживут, как на картине
Богданова-Бельского “Устный счет” (см. “ПС”, №
83 от 27 ноября 1999 г.).
Учителям, побывавшим на социоигровых семинарах
лаборатории театра ИХО РАО, легче освободиться
от недоверия к нашим словам и видеть реальность
за формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем
ситуации, когда их участникам хочется доверять и
друг другу, и своему собственному опыту, в
результате чего происходит эффект добровольного
и обучения, и научения, и тренировки”.
Добровольно – это как бы без принуждения
(навязывания учителем своих целей ученикам). И в
этом “как бы” нет лукавства. Потому что при
социоигровом подходе к коллективному обучению
“целей” в общепринятом сегодня среди педагогов
смысле быть не может. Такую дидактическую цель мы
приравниваем к “гвоздю”, вооружившись которым
учитель отправляется в “класс”. И пока этот
злосчастный гвоздь в голову каждого он не вобьет
– совесть его перед администрацией или
родителями будет неспокойна: какой же он учитель,
если не смог довести свою благую цель до каждого?
А чтобы не смущаться видом “ученической крови”,
существуют розовые дидактические очки. Наденешь
– и все хорошо! Пригвожденная жизнь в детях еле
теплится, а “крови” никакой не видно – розовый
цвет все съедает.
А если не “гвоздь”, то что же готовить учителю,
идущему на урок? Ну, например, “сети”. Тогда
ученики становятся “рыбаками”. Учитель вместе с
ними выходит в море, и он не знает заранее, каких
рыб и кто именно наловит сегодня. Не будь этих
“сетей”, становится ясно – никто и никаких. А с
“сетью”, может быть, и поймают, но сколько и
какую – почти не известно. А “почти” – потому
что надежда ведь есть, и есть какие-то свои
прогнозы, и своя интуиция, и свой опыт. Поэтому
“сеть” берется то помельче, чтобы для
поддержания жизни ученикам насытиться мелкой
рыбешкой, то покрупнее и покрепче.
Все
дело в том, как любое упражнение или задание
проводится. И ответ на вопрос, по-живому или
по-мертвому, будет известен только самим
участвовавшим детям. И если учитель не
прикрывает свои глаза дидактическими шорами, то
их мнение о результате его педагогических усилий
будет видно и ему. Причем если сегодня какие-то
упражнения помогли ученикам наполненно и
эмоционально прожить урок, то это совсем не
значит, что так будет и в соседнем классе или в
этом же, но послезавтра. И мы надеемся, что
учителя со временем начнут открывать в себе
знание этой мудрости.
Игровые задания-упражнения – это не приемы, не
методика. Это дрова, которые только сгорая могут
дать живительное тепло сонным, замученным
ученикам. А учитель, ориентируясь на протекание
жизни детей, получает возможность потихоньку
нарабатывать и личные премудрости разжигания
игрового костра-интереса, и премудрости игровой
техники педагогической безопасности. И свет от
костра все ярче и ярче начинает освещать ему его
собственный бесценный педагогический опыт и его
крепнущий индивидуальный стиль работы.
Когда
мы пропагандируем социоигровой стиль обучения,
то не ждем единообразного подражания, а надеемся
на обретение большинством учителей своего
собственного профессионального стиля в
обеспечении учеников ощущением полноты
проживаемой на уроках жизни.
Начинать мы советуем с простого: со снятия
запрета на двигательную активность. А это значит
– под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами
давать ученикам на уроке двигаться. И для тех
учителей, кто решается на это, полузабытые
вопросы: что же такое урок? обучение? жизнь на
уроке? как совместить желания учеников и
требования программы? – вопросы, которые
когда-то мучили их на студенческой скамье, –
вдруг начинают припоминаться и оживать с новой
силой, круша наработанные педагогические штампы
и стереотипы.
Выполнение на уроках каких-то предложенных нами
игровых заданий-упражнений может привести
читателя не к ответам, а к вопросам. А у каждого
они свои. И рано или поздно на них, как показывает
опыт, находятся собственные позитивные ответы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|