Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ирина Масандилова,
учитель словесности

Принимая правила детей

Никак не думала, что поднимать руку на литературе
начнут даже те, кто молчал полгода

Статья о первых шагах в применении социоигровых методов обучения (“ПС” №83, 1999) попалась мне, когда до зимних каникул оставалась всего неделя. Как известно, окончание четверти – это необходимость выставить оценки, заполнить журналы, проверить дневники и так далее. Причем все это надо, конечно, сделать срочно. Плюс знакомая нам всем нечеловеческая усталость...
В такой период начинать что-то новое казалось настолько нереальным, что даже живое описание того, как сидящие за четными партами поворачиваются к сидящим за нечетными, привело меня в легкий ужас! Я решила, что это не для меня – парты придется считать, и на это уж точно уйдет не меньше, чем пол-урока.
В то же время мне как поклоннице импровизационной игры и идей Дж. Морено о театре спонтанности интересно все, что связано с игрой вообще и играми в школе (а значит, здоровой раскрепощенности и заинтересованности детей) в частности. Но практической литературы, посвященной применению игры в обучении (и не только младших школьников), а тем более поведению учителя на уроке, до сегодняшнего дня попадалось довольно мало. Поэтому книги “Режиссура урока, общения и поведения учителя“ А.П.Ершовой, В.М.Букатова, “Педагогические таинства дидактических игр” В.М.Букатова и подшивку “Первого сентября” я с большим удовольствием собрала в стопочку, преисполненная энтузиазма, на... следующую четверть.
И все-таки что-то не давало мне покоя – не покидало ощущение нереализованной возможности. Убедившись, что это гораздо хуже усталости, я решила рискнуть и вместо запланированного итогового диктанта провести в десятом классе зачет в той форме, которая предлагалась в статье.
Чего ожидать от этого эксперимента, я не очень понимала, тем более что мои десятые классы сами по себе непредсказуемы. Поэтому по-детски радостное “Ой, а что это?” при взгляде на самые обычные полоски бумаги стало для меня приятной неожиданностью. Принимая правила игры, я загадочно ответила: “А вот увидите!”
Ничего особенного

Честно говоря, ничего особенного в том уроке не было. Я просто разрезала на части четыре обобщающие таблицы по русскому языку и попросила каждую группу собрать свою таблицу, а потом сообща выполнить упражнение. Мне казалось, что такое задание может разочаровать ребят, и я была готова к скучающим лицам или “традиционным” остротам. К счастью, страхи оказались излишними: ребята были явно увлечены и азартно объясняли друг другу правописание различных корней и суффиксов. Эта картина была настолько непривычной, что на нее оставалось только молча любоваться (думаю, многие словесники меня поймут)...
Когда после урока я спросила у ребят об их впечатлениях, девочки сказали, что сегодня было гораздо интереснее и спокойнее – можно посоветоваться друг с другом. Мальчики, как им и положено, ответили сдержанным “нормально”. Но больше всего меня обрадовала их “неофициальная” реакция: “А прикольно было тут сидеть сегодня!”

От шести до шестидесяти

Интересно, что в соседнем классе, считающемся более сильным, работа по группам не получилась. Правда, таблицы по русскому языку я дала им неразрезанными. В результате старшеклассники обсуждали все что угодно, только не орфографию. Когда же я по старинке попросила высказаться каждого члена группы, то поняла, что действует, увы, только первая часть замечательного девиза “Один за всех, и все за одного”.
Причина неудачи заключалась и в том, что на сей раз в задании было гораздо меньше игрового элемента. Мне-то казалось, что в десятом классе учатся уже взрослые, знающие свою цель люди. И до сих пор этот взгляд вроде оправдывался. Надо же было забыть, как я сама люблю играть!
А сейчас вот пишу, и вспоминается “Когда я снова стану маленьким” Я.Корчака – про учителя, снова ставшего маленьким мальчиком. Ох и нелегко ему пришлось! Приходит на ум и Толкиен с его сказкой для детей “от шести до шестидесяти лет”, и глаза учителей, вспоминающих детские считалочки...
Если играть любят даже старшеклассники (хотя и не спешат афишировать это), то уж десяти-одиннадцатилеткам совсем трудно обойтись без игры. В третьей четверти я пыталась работать в социоигровом стиле и в пятых классах. И опять меня поджидали неожиданности: конечно, я понимала, что играть пятиклашки будут с удовольствием (так оно и оказалось), но никак не думала, что после этого поднимать руку на литературе начнут те, кто молчал полгода.

Пожертвовав темой урока

Был и другой результат: я обратила внимание на взаимоотношения детей в классе, столкнувшись с извечным конфликтом мальчики – девочки. Образовывались группы мальчиков и группы девочек, несмотря на то что я просила менять партнеров, да и способ деления на группы был вовсе не социоигровой. Я спросила, почему это происходит.
– Мы девчонок не любим!
– Почему?
– Так принято!
Понятно, что увещевания в данном случае бесполезны. И я решила, пожертвовав на сей раз темой урока, тут же провести мини-социодраму – диалог мальчиков с девочками. Тот, кто “не любит девчонок”, оказался на их стороне (социодрама дает возможность обмена ролями) и одним из первых начал работать в группе вместе с ними. Я не стала бы придавать этой ситуации особого значения: известно, что такое разделение характерно для данного возраста. Но результат налицо: сейчас (то ли от моей мини-социодрамы после уроков, то ли от ваших игровых приемов на уроках, уж не знаю) мальчики и девочки постепенно все чаще и чаще начинают работать вместе и делают это с удовольствием.

Чур, не мне!

Прочитала в вашей полосе про свою коллегу, которая теперь не говорит “Скажите мне” и стремится повернуть детей не к себе, а друг к другу (“ПС” № 87 от 11.12.1999 г.). Все время ее вспоминаю: в последнее время ловлю себя на том, что стала говорить: “Скажите мне... то есть не мне, а всем”.
Поделившись этим достижением с коллегами, услышала: “А ты понимаешь, что скажите всем – не выход?” А ведь действительно получается всего лишь очередная команда – то, чего я так стремилась избежать!
Как это часто и бывает, наглядный пример был дан самой жизнью на следующий же день. Ребята с удовольствием работали в группах и увлеченно общались друг с другом. Но я обратила внимание на то, что, комментируя выполнение задания другой командой, они обращались не к своим одноклассникам, а ко мне...
Так что успокаиваться, радуясь первым успехам, и ожидать готовых схем не приходилось: стало понятно, сколько понадобится труда и изобретательности, для того чтобы дети действительно увидели и услышали друг друга.

Классная почта

Как-то раз на одном из наших традиционных уроков “Пиши!” (идею я позаимствовала из замечательной книги “Уроки русского языка в пятом классе” Л.А.Гдалевич и Э.Д.Фудим) пятиклашки писали друг другу послания от лица сказочных героев. Это вызвало полный восторг и... бурную переписку. В том числе на уроках.
Тогда мы решили сделать почтовый ящик и установить часы работы “почты”...
А недавно тихая, стеснительная девочка, над вечным молчанием которой (несмотря на все мои усилия) в классе посмеивались, получила письмо от признанного хулигана и лентяя.
Может быть, это и есть настоящий первый шаг – только уже не учителя к социоигровой системе, а детей друг к другу? Хотелось бы верить!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru