Ирина Масандилова,
учитель словесности
Принимая правила детей
Никак не думала, что поднимать руку на
литературе
начнут даже те, кто молчал полгода
Статья о первых шагах в применении
социоигровых методов обучения (“ПС” №83, 1999)
попалась мне, когда до зимних каникул оставалась
всего неделя. Как известно, окончание четверти –
это необходимость выставить оценки, заполнить
журналы, проверить дневники и так далее. Причем
все это надо, конечно, сделать срочно. Плюс
знакомая нам всем нечеловеческая усталость...
В такой период начинать что-то новое казалось
настолько нереальным, что даже живое описание
того, как сидящие за четными партами
поворачиваются к сидящим за нечетными, привело
меня в легкий ужас! Я решила, что это не для меня –
парты придется считать, и на это уж точно уйдет не
меньше, чем пол-урока.
В то же время мне как поклоннице
импровизационной игры и идей Дж. Морено о театре
спонтанности интересно все, что связано с игрой
вообще и играми в школе (а значит, здоровой
раскрепощенности и заинтересованности детей) в
частности. Но практической литературы,
посвященной применению игры в обучении (и не
только младших школьников), а тем более поведению
учителя на уроке, до сегодняшнего дня попадалось
довольно мало. Поэтому книги “Режиссура урока,
общения и поведения учителя“ А.П.Ершовой,
В.М.Букатова, “Педагогические таинства
дидактических игр” В.М.Букатова и подшивку
“Первого сентября” я с большим удовольствием
собрала в стопочку, преисполненная энтузиазма,
на... следующую четверть.
И все-таки что-то не давало мне покоя – не
покидало ощущение нереализованной возможности.
Убедившись, что это гораздо хуже усталости, я
решила рискнуть и вместо запланированного
итогового диктанта провести в десятом классе
зачет в той форме, которая предлагалась в статье.
Чего ожидать от этого эксперимента, я не очень
понимала, тем более что мои десятые классы сами
по себе непредсказуемы. Поэтому по-детски
радостное “Ой, а что это?” при взгляде на самые
обычные полоски бумаги стало для меня приятной
неожиданностью. Принимая правила игры, я
загадочно ответила: “А вот увидите!”
Ничего особенного
Честно говоря, ничего особенного в том уроке не
было. Я просто разрезала на части четыре
обобщающие таблицы по русскому языку и попросила
каждую группу собрать свою таблицу, а потом
сообща выполнить упражнение. Мне казалось, что
такое задание может разочаровать ребят, и я была
готова к скучающим лицам или “традиционным”
остротам. К счастью, страхи оказались излишними:
ребята были явно увлечены и азартно объясняли
друг другу правописание различных корней и
суффиксов. Эта картина была настолько
непривычной, что на нее оставалось только молча
любоваться (думаю, многие словесники меня
поймут)...
Когда после урока я спросила у ребят об их
впечатлениях, девочки сказали, что сегодня было
гораздо интереснее и спокойнее – можно
посоветоваться друг с другом. Мальчики, как им и
положено, ответили сдержанным “нормально”. Но
больше всего меня обрадовала их
“неофициальная” реакция: “А прикольно было тут
сидеть сегодня!”
От шести до шестидесяти
Интересно, что в соседнем классе, считающемся
более сильным, работа по группам не получилась.
Правда, таблицы по русскому языку я дала им
неразрезанными. В результате старшеклассники
обсуждали все что угодно, только не орфографию.
Когда же я по старинке попросила высказаться
каждого члена группы, то поняла, что действует,
увы, только первая часть замечательного девиза
“Один за всех, и все за одного”.
Причина неудачи заключалась и в том, что на сей
раз в задании было гораздо меньше игрового
элемента. Мне-то казалось, что в десятом классе
учатся уже взрослые, знающие свою цель люди. И до
сих пор этот взгляд вроде оправдывался. Надо же
было забыть, как я сама люблю играть!
А сейчас вот пишу, и вспоминается “Когда я снова
стану маленьким” Я.Корчака – про учителя, снова
ставшего маленьким мальчиком. Ох и нелегко ему
пришлось! Приходит на ум и Толкиен с его сказкой
для детей “от шести до шестидесяти лет”, и глаза
учителей, вспоминающих детские считалочки...
Если играть любят даже старшеклассники (хотя и не
спешат афишировать это), то уж
десяти-одиннадцатилеткам совсем трудно обойтись
без игры. В третьей четверти я пыталась работать
в социоигровом стиле и в пятых классах. И опять
меня поджидали неожиданности: конечно, я
понимала, что играть пятиклашки будут с
удовольствием (так оно и оказалось), но никак не
думала, что после этого поднимать руку на
литературе начнут те, кто молчал полгода.
Пожертвовав темой урока
Был и другой результат: я обратила внимание на
взаимоотношения детей в классе, столкнувшись с
извечным конфликтом мальчики – девочки.
Образовывались группы мальчиков и группы
девочек, несмотря на то что я просила менять
партнеров, да и способ деления на группы был
вовсе не социоигровой. Я спросила, почему это
происходит.
– Мы девчонок не любим!
– Почему?
– Так принято!
Понятно, что увещевания в данном случае
бесполезны. И я решила, пожертвовав на сей раз
темой урока, тут же провести мини-социодраму –
диалог мальчиков с девочками. Тот, кто “не любит
девчонок”, оказался на их стороне (социодрама
дает возможность обмена ролями) и одним из первых
начал работать в группе вместе с ними. Я не стала
бы придавать этой ситуации особого значения:
известно, что такое разделение характерно для
данного возраста. Но результат налицо: сейчас (то
ли от моей мини-социодрамы после уроков, то ли от
ваших игровых приемов на уроках, уж не знаю)
мальчики и девочки постепенно все чаще и чаще
начинают работать вместе и делают это с
удовольствием.
Чур, не мне!
Прочитала в вашей полосе про свою коллегу,
которая теперь не говорит “Скажите мне” и
стремится повернуть детей не к себе, а друг к
другу (“ПС” № 87 от 11.12.1999 г.). Все время ее
вспоминаю: в последнее время ловлю себя на том,
что стала говорить: “Скажите мне... то есть не мне,
а всем”.
Поделившись этим достижением с коллегами,
услышала: “А ты понимаешь, что скажите всем – не
выход?” А ведь действительно получается всего
лишь очередная команда – то, чего я так
стремилась избежать!
Как это часто и бывает, наглядный пример был дан
самой жизнью на следующий же день. Ребята с
удовольствием работали в группах и увлеченно
общались друг с другом. Но я обратила внимание на
то, что, комментируя выполнение задания другой
командой, они обращались не к своим
одноклассникам, а ко мне...
Так что успокаиваться, радуясь первым успехам, и
ожидать готовых схем не приходилось: стало
понятно, сколько понадобится труда и
изобретательности, для того чтобы дети
действительно увидели и услышали друг друга.
Классная почта
Как-то раз на одном из наших традиционных уроков
“Пиши!” (идею я позаимствовала из замечательной
книги “Уроки русского языка в пятом классе”
Л.А.Гдалевич и Э.Д.Фудим) пятиклашки писали друг
другу послания от лица сказочных героев. Это
вызвало полный восторг и... бурную переписку. В
том числе на уроках.
Тогда мы решили сделать почтовый ящик и
установить часы работы “почты”...
А недавно тихая, стеснительная девочка, над
вечным молчанием которой (несмотря на все мои
усилия) в классе посмеивались, получила письмо от
признанного хулигана и лентяя.
Может быть, это и есть настоящий первый шаг –
только уже не учителя к социоигровой системе, а
детей друг к другу? Хотелось бы верить!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|