Следующий номер нашего урока...
Как пройти путь от учебника до
импровизации
Учитель в игре: глаза сияют. Двигается
так, что кажется, вокруг него – нет, не стены
банального класса, а амфитеатр цирка,
железнодорожный вокзал. Так трансформирует он
пространство вокруг себя. Куда исчез
многозначительный тон? Приказы? Поучения?
Учитель играет!..
Мы решили познакомить вас с человеком, который с
первых дней своей жизни в школе любил играть с
детьми, – Александром Борисовичем Калмановским,
заслуженным учителем России. Он работает, а
точнее сказать – играет в московской школе № 1835.
Убежден, что способность к игре
генетически заложена в человеке. В этом меня
убеждают наблюдения за ребенком. На каждое
воздействие он отвечает сменой выражения лица,
поз (он не сидит на месте – начинает
пританцовывать, в его движениях проглядывает
ритм). Ребенок порождает формы, адекватные
воспринимаемому, в доступных ему “материалах”.
На первом этапе – это его тело, а далее –
предметы окружающего мира – люди, слова, краски,
глина. Игра выступает средством понимания,
освоения, присвоения и строительства своего
мира. Все эти действия не инициируются, не
контролируются взрослыми и не осознаются
ребенком. Какова при этом роль взрослого? Он
может способствовать тому, что внимание ребенка
будет привлечено к какому-то явлению жизни. Но
далее, как хороший артист, должен удерживать
паузу. Уместно не заставлять ребенка ждать
запланированных часов музыки, рисования,
пластики. Должно окружить его доступным
материалом и позволить играть с ним, то есть дать
время для попытки создать форму, которая
позволяла бы закрепить в сознании увиденное,
услышанное.
Здесь мне представляется возможным самому
воспользоваться паузой для того, чтобы
поговорить о том, что является необходимым
условием для успешного развития способности
играть. Ребенку особенно важно жить в окружении
людей, которые любят играть и находят для игры
время и место. Где дети и взрослые знакомы со
многими играми и ребенок может наблюдать, как
участники игр взаимодействуют, удерживают
установленные правила. Ребенок живет там, где не
только любят играть, но и любят смотреть, как
играют другие. Где умеют поддерживать интерес к
игре, развивая, видоизменяя ее формы, создавая
новые.
Игра не просто калейдоскоп игровых актов, но
прежде всего основной способ человеческого
общения с возможным и недействительным.
Своеобразие разума игрока позволяет различать:
сущность и существование, действительность и
возможность, необходимость и случайность.
Вернемся к детям, которым удалось достаточно
много поиграть в первые годы жизни, в тот момент,
когда им посчастливилось встретиться с хорошей
книгой.
Мы читали книгу С.Я.Маршака “Цирк”. Она
прекрасно иллюстрирована В.Лебедевым. После
прочтения у детей появилось желание играть в
цирк. Стулья, скамейки, банкетки ставятся по
кругу – это наш манеж. Раздаются звуки музыки – и
мы уже циркачи. Мы зазываем публику, смешим и
развлекаем ее. Мы веселые, ловкие, смелые,
сильные. Дети и взрослые импровизируют цирковое
представление. В результате – удовольствие,
совместные переживания, радость от общения.
После игры-импровизации появилось желание, а за
ним и решение подготовить цирковое
представление уже для всей начальной школы.
Каждый ребенок пытается рассказать, каким он
видит цирковое представление. Мы стремимся
понять, что есть цирк, например, ищем ответы на
вопрос: цирк и театр – это одно и то же или нет? В
ходе рассказов, обсуждений, споров появляются
слова номер, реприза, манеж, дрессировщик,
акробат, клоун, фокусник. Начинаем придумывать
номера, клоунады, репризы. Для этого возвращаемся
к книге и серьезно работаем с текстом. Осознаем,
что необходимо прочитать дополнительную
литературу, отправиться в цирк, посмотреть фильм
о циркачах. В классной библиотеке появляются
книги и журналы на эту тему. Музыкальный
руководитель знакомит детей с музыкой, так или
иначе связанной с цирковой тематикой, разучивает
с детьми песни, которые им понравились. На уроках
физкультуры ребята старательно овладевают
простейшими элементами акробатики, на
дополнительных занятиях учатся ходить по узкому
бревну, прыгать через веревочку. Через две-три
недели выявляются предпочтения детей и их
возможности. Наступает время для совместного
обсуждения с детьми и утверждения цирковой
программы в целом. На этом этапе появилась
возможность поработать над эскизами костюмов и
масок. Становится ясно, за что отвечает каждый
ребенок и взрослый. Я бы сказал, закончен период
самоопределения.
Со дня знакомства с книгой прошло полтора месяца
серьезной многоплановой работы детей и взрослых,
и у нас готова цирковая программа. Большая афиша
воспроизводит увеличенную обложку книги.
Иллюстрации из этой книги окружают цирковой
манеж. Стихами Маршака зрители зазываются на
представление, а далее в программе несколько
номеров: акробатика, клоунада, танцы, дрессура
диких зверей (в которых играют ребята).
От книги – к импровизационной игре. От нее – к
серьезной, увлекательной, многогранной и
продолжительной совместной деятельности
взрослых и детей.
Обратимся к другому автору – Саше Черному – с
его удивительным циклом детских стихов. Дети
слушают с удовольствием стихи, когда их читает
взрослый, но испытывают большую сложность при
самостоятельном прочтении. Почему? Читать стихи
Саши Черного – значит играть заданный образ,
обыгрывать заданную ситуацию. Ребенку это
трудно, и мы должны ему помочь. Те же стулья,
которые раньше были составной частью арены, мы
превращаем в поезд, даем звонок, устраиваем около
“поезда” вокзальную толкучку, прощальные
объятия, слезы, машем руками, платками. Мы
“отъезжаем” от придуманного нами вокзала, и
начинается удивительное путешествие по
поэтическому миру Саши Черного.
Третий звонок. Дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!
До свидания, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист, свисти!
Паровоз, пыхти:
Чах-тах!
Поехали-поехали,
Чах-тах-тах.
Этим примером я как бы противоречу себе. Если до
этого я говорил, что игра следует вслед за
восприятием, то в данном случае игра
предшествует ему.
Но факт есть факт. Иногда для того, чтобы увидеть,
услышать, почувствовать, необходимо совершить
работу с самим собой, и только тогда глаз увидит,
ухо услышит. В рассматриваемом случае нам было
необходимо войти в игровое состояние.
Любая деятельность, включенная в рамки игры,
становится частью ее. Ребенок действует
напряженно, на пределе своих возможностей. Это
напряжение сил, столкновение с трудностями и их
преодоление доставляют ребенку эмоциональное
наслаждение, радость. Если мы играем ради того,
чтобы достичь какой-то иной цели, если мы играем
ради закалки тела, изучения языка, математики,
тогда мы упускаем из виду собственное значение
игры, теряем игру. На этом весьма проблематичном
высказывании я хотел бы закончить. Что есть игра?
Как на этот вопрос ответит ребенок? Что скажет
взрослый?
И тут я не ошибусь, если скажу, что от ответов на
эти вопросы будет зависеть развитие ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|