А.П.ТЕРЕНТЬЕВА,
директор средней школы № 10
г. Усть-Илимска Иркутской области,
заслуженный учитель РФ
Проект 2001–2010
Допрофессиональное и начальное
профессиональное образование в средней школе №
10 города Усть-Илимска
Получение общего среднего образования в
профучилище уже давно стало делом привычным и
как бы само собой разумеющимся. Система
образовательных учреждений этого типа сложилась
еще в советский период и выдержала испытание
временем. Начавшиеся в стране
социально-экономические реформы поставили
юношей и девушек, с одной стороны, и
образовательные учреждения всех типов и уровней
– с другой в довольно сложные и жесткие условия.
В начале 90-х годов перед педагогическим
коллективом средней общеобразовательной школы
№ 10 г. Усть-Илимска возникла проблема поиска
своей ниши в складывающейся рыночной экономике.
Начались маркетинговые исследования. Одной из
особенностей ситуации, сложившейся в городе на
рубеже 80 – 90-х годов, была стремительная
переориентация общеобразовательных школ на
обучение детей с высоким интеллектуальным
потенциалом, появление новых организационных
форм образовательных учреждений – лицеев,
гимназий и т.д.
Ситуация осложнялась крайне слабой
инфраструктурой начального и среднего
профессионального образования, при этом система
высшего профессионального образования
динамично развивалась, хотя развитие шло за счет
коммерциализации высшего образования. Помимо
всего Федеральный закон «Об образовании»
легализовал добровольно-принудительный отсев
слабоуспевающих учащихся после окончания 9
класса. В условиях социально-экономического
хаоса в стране и городе эти дети оказывались на
обочине жизни, тем более что общеобразовательная
школа в перестроечном угаре утратила трудовую,
политехническую направленность, трудовое
обучение и воспитание постепенно растворилось в
потоке учебных дисциплин, рассчитанных на детей
с высокими учебными достижениями.
Социологические исследования, проведенные
педагогами школы совместно с социологической
лабораторией «Логос», показали, что огромное
количество детей хотели бы получить начальную
профессиональную подготовку, но не имеют такой
возможности вследствие ограничения количества
абитуриентов в два городских профучилища.
Наличие развитой материально-технической базы,
опыта трудового обучения школьников позволило
педагогическому коллективу выдвинуть
предположение о возможности создания в
организационной структуре школы классов
профессионального училища. Если ПТУ дает
возможность получать полное среднее
образование, то почему общеобразовательная
школа не может дать своим воспитанникам
возможность получения начального
профессионального образования? Более того, у
школы есть большие возможности раннего
допрофессионального образования,
профессиональной ориентации детей.
В 1991 году увидел свет Проект «2001–2010». Его цели:
1. Выявление путей и способов интеграции
начального профессионального образования в
учебно-воспитательное пространство
общеобразовательного учреждения.
2. Создание системы непрерывного трудового,
допрофессионального и начального
профессионального образования.
В ходе разработки новой модели школы
педагогический коллектив исходил из позиции, что
процесс труда необходимо очеловечить, снять
проблемы, препятствующие соединению труда с
актуальными интересами и потребностями
учащихся, проявлению в труде
духовно-нравственного потенциала и его
художественно-эстетической составляющей.
Параллельно велась работа по существенному
обновлению содержания и форм организации
занятий в образовательной области «Технология»,
приданию ей конкретной практической
направленности.
В настоящее время трудовое обучение младших
школьников построено так, что оно как бы
вырастает из трудовой игры, которая близка и
понятна детям, психологически проста и
конкретна. Трудовые игры содержат широкий спектр
движений, операций, сведений. В процессе игры
тщательно отслеживается, чтобы было как можно
меньше мелкой и особенно скучной работы,
противопоказанной игре; соблюдается главный
принцип игры: ее цель – в самом процессе
творческого делания.
Основная задача раннего обучения – превратить
инстинктивную манипулятивно-созидательную
деятельность в привычку к труду. По мере того как
трудовое преодоление, необходимое в процессе
игры, становится привычным, оно усложняется,
вначале едва заметно, отделяя результат от
игрового процесса.
Разрабатывая систему допрофессиональной
подготовки подростков, педагогический коллектив
исходил из тезиса, что школе более всего
соответствует художественно-эстетический
(творческий) характер труда. В связи с этим
допрофессиональная подготовка в подростковой
школе была интегрирована с
художественно-эстетическим циклом, с одной
стороны, и с конкретной природоохранительной
деятельностью – с другой.
Результатом такой интеграции явилось введение в
учебный план предметов декоративно-прикладного
искусства:
художественное вязание;
декоративная отделка изделий из дерева, металла;
фриволите;
основы художественного конструирования и
моделирования одежды;
художественная вышивка;
макраме;
народные промыслы (работа с берестой);
интерьер предприятий торговли;
декоративная отделка изделий кожей и мехом;
конструирование и моделирование движущейся
техники.
В зависимости от уровня подготовки, личных
склонностей и увлечений выпускник девятого
класса сам определяет свою дальнейшую
траекторию жизнедеятельности. Он имеет
возможность продолжить образование в классах
углубленного изучения тех или иных
образовательных областей (естественно-научной,
математической, иностранных языков), классах
обычной общеобразовательной школы или обучаться
в классах профессиональной подготовки (ПТУ) и
наряду с полным средним образованием получить
одну из следующих профессий:
секретарь-референт;
портной;
мастер по лесному хозяйству;
парикмахер;
мастер народных промыслов;
егерь;
социальный работник.
Срок получения начального профессионального
образования – три года (10–12 классы). Выпускники
школы, прошедшие профессиональную подготовку и
успешно сдавшие квалификационные экзамены,
вместе с аттестатом о полном среднем образовании
получают государственный диплом о
профессиональном образовании установленного
образца.
По приказу министра образования РФ № 1594 от 18.07.1997
года школе придан статус «Федеральная
экспериментальная площадка».
В школе создана целостная система управления
образовательным процессом, в том числе
профессиональным образованием. Целостность
системы является качеством, обуславливающим ее
высокую эффективность для развития детей,
становления их профессионального мастерства,
ведет к оптимизации процессов обучения, развития
профессионального роста как учащихся школы, так
и учителей, мастеров производственного обучения.
Комплексность педагогического воздействия на
школьников находит выражение в том, что
содержанием управления являются не отдельные
предметы, не отдельные методы и приемы, а система,
охватывающая все процессы в школе (управлять
можно только процессами).
Целостность педагогического воздействия
осуществляется за счет:
1) дифференциации учебно-воспитательного
процесса школы и приведения его в соответствие с
потребностями детей, их родителей, экономики
региона, требованиями учреждений начального,
среднего, высшего профессионального
образования;
2) совершенствования трудового воспитания,
профориентационной работы и трудового обучения
с последующим переходом на уровень
профессионально-технического образования;
3) экологизации учебно-воспитательного процесса;
4) гуманитаризации учебно-воспитательного
процесса посредством усиления
историко-культурного образования и
краеведческой работы.
В системе непрерывного трудового,
допрофессионального и начального
профессионального образования существенная
роль отведена общественно полезному,
производительному труду. Основными формами
организации общественно полезного
производительного труда являются:
трудовые объединения школьников и трудовые
объединения старшеклассников;
летние лагеря труда и отдыха (включая школьный
летний лагерь труда и отдыха в Волгоградской
области);
творческие профессиональные мастерские;
временные творческие объединения.
В настоящее время идет процесс создания
материально-технической и учебно-методической
базы для расширения номенклатуры профессий.
Школа активно работает в направлении развития
местного рынка труда путем вовлечения в процесс
начального профессионального образования
школьников градообразующего предприятия,
субъектов малого и среднего
предпринимательства, муниципальных и
общественных структур города; подготовки
выпускников школ к индивидуальной
предпринимательской деятельности.
Для реализации обозначенных задач, организации
деятельности в режиме инновационных
преобразований разработан и создан механизм
создания временных целевых структур, которые
накладываются на постоянную структуру
действующей методической службы. Постоянными
структурами являются кафедры, методические
объединения, научно-методический совет,
педсовет. Совершенно новым элементом является
формирование временных творческих групп для
решения конкретных злободневных проблем. Эти
группы создаются руководителями проектов
(программ), которые имеют право привлекать в них
специалистов из разных подразделений и уровней.
В общем виде модель учебно-воспитательного
процесса по трудовому обучению,
допрофессиональной подготовке и
профессиональной подготовке имеет четыре
уровня.
Обычный уровень обеспечивается выполнением
программ инвариантной части учебного плана.
Продвинутый уровень обеспечивается выполнением
программ трудового обучения инвариантной и
вариативной (школьный компонент) частей учебного
плана.
Углубленный уровень обеспечивается выполнением
условий первого и второго уровней плюс
дополнительной специализацией в форме
факультативных занятий в школьных
производственных объединениях
(производственных мастерских).
Профессиональный уровень обеспечивается
выполнением программы начальной
профессиональной подготовки (соответственно
специализации) и включает в себя предшествующие
уровни.
Сегодня прорабатывается формирование пятого
уровня через включение в организационную
структуру школы среднеспециального учебного
заведения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|