Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марк ПОТАШНИК,
академик Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор.

Челябинск-2000:
дела и люди

«“Челябинск – город в России, на юго-западе Сибири...” – так обычно начинаются статьи, посвященные Челябинску, в энциклопедиях, изданных в Западной Европе и США. Заглянем ради любопытства в электронную версию Оксфордской энциклопедии (1997 г.). И вот что мы там прочтем: “Челябинск – промышленный центр в Центральной России, на восточных склонах Уральских гор; население (1990 г.) 1 148 000 человек. Основанный как пограничный пост, он превратился в промышленный город на Транссибирской железнодорожной магистрали с металлургической, транспортной, машиностроительной и химической индустрией”. И все! До обидного мало и сухо. Так и хочется возмутиться: а мы, мол, считаем... и выложить тысячу доказательств того, что город наш самый-самый... Но не будем упрекать энциклопедии в краткости. Для европейцев и для американцев наш город – лишь точка на карте мира, одна из миллиона подобных. А вот для нас здесь, на берегах Миасса, начинаются Россия и весь мир, здесь для нас главное место на Земле».
Этими словами начинается обращение главы города к юным читателям великолепно изданного и хорошо оформленного учебника для школьников II и III ступени “Челябинск: история моего города”.

Как образованная власть печется об образовании города

До того как я встретился с главой города Челябинска Вячеславом Тарасовым, мне охарактеризовали его так: “Наш мэр помешан на компьютеризации школ!”. Хотел бы я, чтобы главы администраций всех городов и районов России так проявляли свое “помешательство”.
– Ну а что конкретно значимого в этой области им сделано? – поинтересовался я. И мне рассказали, что, во-первых, в 1995 г. в Челябинске под патронажем мэра была разработана специальная программа компьютеризации школ города на пять лет.
– Так особенного-то в этом что?! – недоумевал я. – Таких программ по России сотни, если не тысячи.
– А особенное в том, что она волей мэра и выделенными финансами полностью была... выполнена! Зайдите в любую школу.
Заметим, уважаемый читатель: выполнение провозглашенных программ, обещанных перед выборами, – редкое явление в России и скорее является исключением, чем правилом.
Кроме этого, в каждом из семи районов города по указанию главы областного центра ежегодно определяется школа, а в ней классное помещение, из которого выбрасывается все старое, делается то, что сейчас емко называют евроремонтом, и по последнему слову науки, техники, дизайна создается современный класс, в котором устанавливают пятнадцать персональных компьютеров последней модели, один из которых является мощным сервером, сетевое оборудование, модем (обеспечивающий школе выход в Интернет), сканер, принтер, ксерокс, всю необходимую аудио- и видеоаппаратуру и все необходимое для технических средств программное и методическое обеспечение.
Еженедельно мэр посещает одну из школ города. 52 недели в году – 52 посещения. Это называется “уроки” главы города.
Первый вопрос к директору школы – о том, сколько выявлено наркоманов, что будут делать с каждым из них в сентябре, октябре, ноябре... где план работы. Вопрос к УВД по этому ребенку о действиях милиции (выявлен ли источник снабжения наркотиками). Вопрос к медикам об их действиях и т.п. Далее мэр идет в спортзал и изучает расписание работы (каждый спортзал в школе по его указанию должен работать до 21 часа). Потом встречи с детьми, родителями (как учат, как кормят, как живут, чем недовольны, какие проблемы и просьбы).
С директором – отдельная и особая по содержанию встреча. Главу интересуют долги школы за коммунальные и прочие услуги, наличие значительно экономящих эти расходы теплосчетчиков и приборов учета потребляемой воды. Далее – поход в школьные туалеты: мэр требует проведения евроремонта, обязательной установки кабинок, наличия туалетной бумаги, дезодорантов и... ящичков на стенках с тампонами tampax, прокладками all days и all ways. “Я все это отношу, – сказал Вячеслав Михайлович, – к культуре личности, а значит, к ее образованию. По моему мнению, все это не менее важно, чем правописание безударных гласных, способы решения неравенств”.
Мне рассказали об уроках нравственности в школах, которые проводит глава более чем миллионного города, о его особой заботе о поселковых школах, находящихся на окраинах, и еще о многом другом, что никак не вписывается в традиционный образ мэра российского города. Сколько езжу по стране, таких глав администраций городов не встречал.

Персона

Начальник управления по делам образования администрации города Челябинска – так полностью называется должность Вадима Кеспикова. Прежде чем писать о структуре управления, о команде начальника и образовательной политике, нужно признать, что в Челябинске, можно сказать, не столько свита делает короля. Вадим Николаевич Кеспиков и сам по себе незаурядная личность, в чем-то самодостаточная, но прежде всего это в высшей степени профессионально подготовленный управленец, и это обстоятельство при всем уважении к его эффективно работающему аппарату в первую очередь определяет успехи функционирования и поступательного развития муниципальной образовательной системы более чем миллионного города.
Обычно начальники управлений и даже директора образовательных учреждений, закончив официальную часть интервью, неофициально (не для печати) добавляют: “Но если честно, то вся эта чиновничья административная суета радости приносит мало и сильно отягощает жизнь. Вот когда я с детьми, когда я вижу их изумленные глаза, когда слышу их смех...” – и т.п. В.Н.Кеспиков явно выбивается из этого ряда: “Я – управленец, администратор, чиновник, и меня это не тяготит. Я знаю, как много зависит от моих управленческих решений и действий, и именно эта работа прежде всего составляет смысл моей жизни”.
Небезынтересен ответ В.Н.Кеспикова на мой вопрос об объекте управления: “Объектом моего непосредственного управления являются субмуниципальные (районные) управления образования и только опосредованно через них – образовательные учреждения”.
В любом областном центре с районным административным делением вопрос об объекте управления почти всегда конфликтный: городское и районные управления обычно не могут поделить власть и вечно спорят, в чьих руках должны быть сосредоточены финансы, методическая служба, контрольные функции в отношении образовательных учреждений и пр. В администрации города есть специальный договор, где четко определены сферы компетенции городского и районных управлений и четко оговорено, кто, за что и перед кем отвечает.
В.Н.Кеспиков добился, чтобы каждое образовательное учреждение было юридическим лицом, имело свои деньги, свой расчетный счет в банке, ибо у кого деньги, у того и реальная власть и с того возможен спрос. С 1992 г. в Челябинске введено нормативное финансирование для всех образовательных учреждений (хотя в какие-то годы оно выполнялось не на 100%, но все были в одинаковом положении, и обвинений в фаворитстве управление не получало). При организации в школах инновационных процессов в режиме экспериментальных площадок эти инновации финансировались дополнительно: при локальном эксперименте – с коэффициентом 1,15; при модульном – 1,5; при системном преобразовании – 1,73. Причем за все надбавки в Челябинске отдельный спрос. Если результатов нет, то дополнительное финансирование тут же снимается.
Сильной доминантой городского управления по делам образования – доминантой, зависящей исключительно от личности начальника, является безупречное нормативно-правовое обеспечение всех приказов, инструкций, распоряжений, указаний – никакого волюнтаризма. В городском информационном центре (одно из подразделений управления) имеются вся нормативно-правовая документация, от федерального до школьного уровня, все аналитические материалы, отчеты о проверках и результатах аттестации учителей и учреждений и т.п. Документооборот у В.Н.Кеспикова безупречен, что и обеспечивает порядок в управлении муниципальной образовательной системой города.
В управлении сильная юридическая служба, которая в случае необходимости эффективно защищает образовательную систему от неправомерных посягательств кого бы то ни было: налоговых служб, прокуратуры и др.
Как профессиональный менеджер В.Н.Кеспиков знает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и не без гордости заявляет: “Хотя денег на развитие системы и мало, но мы имеем свой инновационный фонд, из которого оплачиваем работу ученых по нашим заказам. У нас ничего бесплатного нет, мы платим всем, кто продает нам свои услуги. Но если этот “товар” некачественный, то мы отказываемся от этих услуг”.
Чтобы понять, насколько В.Н.Кеспиков, я бы сказал, изощрен как управленец, нужно посмотреть, как он решает в городе проблему выполнения так называемых государственных образовательных стандартов (ГОСов). Обычно одни начальники управлений столиц, областей или регионов, что называется, берут под козырек и беспрекословно вводят ГОСы на своих территориях, хотя всем очевидно, что в руках очень многих чиновников от образования на всех уровнях управления (от федерального до школьного) стандарты становятся средством удушения всякого инновационного движения. Эти руководители даже не вникают в то, что пользуются они всего лишь проектом, а не утвержденным нормативом.
Другие разрабатывают свои региональные стандарты и относятся к ним как к священной корове. Третьи ругают на чем свет стоит любые стандарты и под этим предлогом вообще ими не пользуются.
Как тут быть: все-таки федеральное министерство и Российская академия образования их одобрили и, мягко скажем, настойчиво рекомендовали к использованию? Опять же как без стандартов защитить интересы детей при переходе из одного образовательного учреждения в другое и при переезде из одного региона России в другой, как обеспечить единое образовательное пространство страны? И это при том, что всем понятно: ГОСы – это всего лишь показатели обученности детей, и качество образования они характеризуют весьма приблизительно, с большой натяжкой и во многих случаях не просто сомнительно, а даже и неверно.
Понимая справедливость и обоснованность приведенных претензий к государственным образовательным стандартам, В.Н.Кеспиков, несмотря ни на что, все равно не отказался от оперирования ими для контроля качества обученности учащихся, но стал искать (и нашел) корректные способы оценки результатов работы школ, что, конечно, еще не результаты образования личности, но значительный грамотный шаг к их определению. Так, из доклада начальника управления по делам образования г. Челябинска “Итоги реализации приоритетных направлений развития образовательной системы г. Челябинска на период до 2000 г., перспективы городской образовательной системы в XXI веке” следует, что оценка качества обучения во всех образовательных учреждениях города осуществляется с помощью стандартов, но:
– в докладе сделана оговорка, что оценка образования на основе стандартов является показателем качества только в когнитивной области;
– для каждого типа и вида образовательных учреждений использованы свои стандарты, и сравнение показателей качества осуществляется только внутри той или иной группы учреждений;
– все количественные оценки (даже средний балл) не сравниваются с недостижимым максимумом, а исследуется динамика каждого показателя по районам, по типам и видам образовательных учреждений, по учебным предметам, по ступеням образования и классам; отдельно оцениваются учреждения, являющиеся экспериментальными площадками, то есть оценивается эффективность результатов любого экспериментирования, любых вложенных в эксперимент ресурсов (финансовых, организационных, кадровых, научно-методических и т.д.);
– все количественные и качественные показатели результатов обучения, определенные с опорой на стандарты, соотнесены с показателями здоровья детей, с использованием здоровьесберегающих технологий; более того, провозглашена и контролируется ценностная установка: “Образование – это сфера деятельности, где достижение результатов не может обеспечиваться любыми средствами”.
Если ко всему изложенному мы добавим, что именно в Челябинске впервые в России решением коллегии городского управления проводится широкомасштабный, смелый и в высшей степени инновационный эксперимент по управлению качеством образования на основе новых информационных технологий под руководством профессора Д.Ш.Матроса, где так же корректно используются образовательные стандарты, становится понятно, что стандарты нужны и вред исходит не столько от них самих, сколько от их некорректного использования.
И последнее о начальнике управления по делам образования Челябинска. Я впервые видел управленца, который не скулит по поводу своей чиновничьей судьбы (“все-де ругают, а денег на развитие не дают, зато за результаты спрашивают по самой высокой мере”). Он говорит, что любит... планирование, организацию, руководство-мотивацию, контроль, анализ, то есть те главные управленческие действия, которые, собственно, и составляют существо его работы.

Образование XXI века: мечты? Нет, реальность!

Организация учебно-воспитательного процесса на научной основе, тесные контакты с вузовской и академической наукой – это сейчас норма для любого хорошего образовательного учреждения России. Хотелось по инерции написать дальше: “И Челябинск здесь не исключение”. Однако тут все так и не так одновременно. Дело в том, что в практике, как и в науке, есть те, кто находится в авангарде, и те, кто тянется в обозе. Некоторые челябинские школы осваивают научные разработки, которые, если можно так выразиться, опрокинуты в будущее, они опережают реальную практику современного обучения в России лет на двадцать вперед. Мы имеем в виду две инновации, созданные учеными кафедры информатики Челябинского госпедуниверситета под руководством заведующего кафедрой и декана факультета информатики, доктора педагогических наук, профессора Дмитрия Матроса. Речь идет об организации образовательного процесса на основе новых информационных технологий.
Одно нововведение состоит в переводе преподавания в режим самообразования школьников с помощью обучающих и контролирующих программ, занесенных на дискеты и лазерные компакт-диски, которые вставляются в компьютер, и ученик в режиме диалога с ЭВМ читает нужный параграф, по команде машины выделяет ключевые слова, отвечает на вопросы, решает задачи, сам себя проверяет и т.д. В Челябинске впервые не только в России, но, как нам кажется, и в мире созданы электронные версии школьных учебников, снабженные всем необходимым учебно-методическим, как теперь говорят, сопровождением. (Разумеется, это технологическое новшество, как и любые другие, не заменяет учителя, влияния его личности на ребенка и является вспомогательным, но достаточно мощным новым средством обучения.)
Второе технологическое новшество представляет собой неизвестную раньше форму помощи учителю (особенно испытывающему затруднения в проектировании урока): учитель сообщает компьютеру характеристику класса в параметрах психолого-педагогического консилиума (обученность, обучаемость, учебные и воспитательные возможности и пр.), тему урока; ЭВМ за счет своего быстродействия перебирает в своей памяти заложенные в ней варианты урока и находит тот, который ближе всего соответствует характеристике класса, где будет проводиться урок, и предлагает для анализа и использования свой оптимальный вариант структуры, темпа, композиции содержания учебного материала и пр. Согласитесь, уважаемый читатель, впечатляет, когда все это видишь в деятельности учителей школы № 89 (директор – заслуженный учитель РФ Аркадий Чадин) и школы № 93 (директор – заслуженный учитель РФ Александр Гелич). Небезынтересен и такой факт: для внедрения новшеств, для понимания необходимости кардинального обновления образования возраст руководителя школы в Челябинске значения не имеет. Этот постулат становится утверждением, если учесть, что А.Чадину 62 года, а А.Геличу... 75 лет.
Есть в Челябинске еще одно совершенно особенное муниципальное образовательное учреждение – лицей № 11 (директор – доктор педагогических наук Анатолий Гостев, заместитель директора по научному обеспечению процесса развития – кандидат педагогических наук, профессор Южно-Уральского госуниверситета Татьяна Калугина). Руководители-практики, имена которых названы, – известные и авторитетные в регионе ученые. В этом учреждении, как и в названных ранее, дают образование высокого качества, что само по себе уже дорогого стоит. Но, кроме этого, в лицее № 11 большая часть педагогов занимается научно-исследовательской деятельностью по определенной теме, научный уровень кафедр очень высокий, в лицее разработаны, освоены и используются десятки отечественных и зарубежных методик диагностики личности учащихся, лицей осмыслил и спроектировал еще два года назад работу по теме “Управление качеством образования”. По сути, лицей № 11 является исследовательской лабораторией педагогических и управленческих инноваций, обеспечивающих в значительной степени научно-методическое сопровождение образовательного процесса для всех почти двухсот школ столицы Южно-Уральского региона.
Видное место в научно-методическом обеспечении образовательных учреждений города занимает едва ли не единственный в России Консалтинговый центр, созданный преподавателями педвуза, кандидатами педагогических наук Дмитрием Татьянченко и Сергеем Воровщиковым. Прежде всего отметим, что они издали для школ города в высшей мере актуальные и хорошие пособия по животрепещущим проблемам: “Консалтинговая служба: от управленческих идей к педагогическим технологиям”, “Образовательный процесс: от качества проекта к качеству результата”, “Общеучебные умения как объект управления качеством образования” и др.
Что же касается работы самого Консалтингового центра, то главное в ней – оказание реальной помощи руководителям учреждений и педагогам не только всем вместе, но прежде всего каждому, кто обратится, в ликвидации их проблем и затруднений. О работе этого центра нужно писать отдельно, а здесь мы приведем только ряд важных обобщений.
Во-первых, управленческое консультирование в центре является, с одной стороны, формой организации сервисной методической службы, с другой – методом оказания образовательным учреждениям оперативных квалифицированных научно-методических услуг.
Во-вторых, управленческое консультирование предполагает создание между Консалтиговым центром и образовательными учреждениями, по сути, новых клиентских отношений (выполнение конкретных научно-методических проектов и других нужных школам разработок по их заказам на основе прямых договоров).
В-третьих, консалтинговая служба предусматривает ярко выраженную дифференциацию оказания управленческо-методических услуг, основанных на учете специфики конкретного образовательного учреждения, конкретной группы педагогов и управленцев.

Вариативность образования в действии

Муниципальная образовательная система столицы Южно-Уральского региона соответствует научному принципу необходимого разнообразия. Эта система постоянно оптимизируется в соответствии с требованиями социальных заказчиков, среди которых не только государство, вузы, работодатели, производственники, армия, но и прежде всего сами дети с их запросами, интересами, склонностями, личными потребностями. Все это в школах Челябинска изучается, анализируется, а во многих – исследуется на научном уровне с целью корректировки системы. Развитие муниципальной образовательной системы осуществляется, как того и требует теория управления образованием, через инновационные процессы, осуществляемые в режиме разнообразных экспериментальных площадок. За организацию, учет и контроль результативности деятельности этих площадок отвечает заместитель начальника управления по делам образования Челябинска Марина Солодкова – человек, хорошо подготовленный и весьма компетентный именно в области управления инновационными образовательными процессами. Вместе с коллегией управления она решает вопросы открытия, финансирования, экспертизы, закрытия экспериментальных площадок. Контроль за процессом и результативностью экспериментов в школах ведется систематически, и потому муниципальная образовательная система не статична, а гибко, динамично развивается. Деньги на непродуманные, тщательно не спроектированные эксперименты не выделяются, а финансирование плохо организуемых экспериментов прекращается.
Что же интересного в этом плане есть в Челябинске?
Если говорить о юных талантах, то экспериментальная площадка – муниципальный физико-математический лицей № 31 (директор – заслуженный учитель РФ Александр Попов) – уже три года как готовит победителей... международных (!) олимпиад по физике и математике. (Нелишним будет заметить, что семье одного из таких победителей глава города тут же вне очереди предоставил квартиру, чтобы мальчик жил и трудился на благо России, а не уехал в Америку, как это часто бывает.) По абсолютному числу призеров на всероссийских и всемирных олимпиадах Челябинск уступает только Москве и Санкт-Петербургу.
Больших успехов в обучении, воспитании и развитии способных и одаренных детей достигла экспериментальная площадка по созданию модели гимназии – муниципальное образовательное учреждение № 82 Металлургического района (обратим и на это внимание) Челябинска (директор – заслуженный учитель РФ Людмила Слотина). Заметим, что только в Челябинске я обнаружил столь строгий подход к предоставлению высокого статуса образовательного учреждения для, как говорят, интеллектуально продвинутых детей: все потенциальные гимназии и лицеи города получили свой статус и прошли лицензирование только как экспериментальные площадки. Во всех этих учреждениях реальное творчество школьников, их творческие достижения, особенно в когнитивной области, являются высшими ценностями.
“Но ведь одаренных, талантливых детей не большинство”, – могут возразить мне. Да, действительно, детей, имеющих ярко выраженную склонность к умственной деятельности, не более тридцати процентов в стране (если судить по числу выпускников школ, поступивших в вузы). “Что же остальные – люди второго сорта?” – справедливо спросит читатель.
В муниципальной образовательной системе Челябинска открыты и школы, высшей ценностью для детей которых являются исполнительность, ответственность, добросовестность и профессионализм. И ведь это не просто грамотно, но и исключительно актуально для жизни города, для жизни каждого из нас. Действительно, профессии санитарки и медсестры в больницах, шофера, строителя, рабочего-станочника, пекаря, выпекающего хлеб для жителей, и многие другие профессии никакого интеллектуального творчества не требуют, но именно от исполнительности, ответственности и профессионализма людей рабочих профессий зависит качество нашей жизни. Школы № 120 (директор – Марина Пашкова) и № 142 (директор – Татьяна Хабина) именно вышеназванные ценности избрали философской основой концепции своих образовательных учреждений. Я впервые встречаюсь со столь осмысленным, грамотным, столь социально ценным подходом к организации образования.
Школа № 84 (директор – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Галина Красюн) вполне могла бы стать гимназией, но директор рассудила иначе: “В жизни далеко не все интеллектуалы будут жить в окружении таких же интеллектуалов, как они, и не все дети с другими возможностями, интересами, ценностями, не все, кого мы относим к категории исполнителей, представителей весьма нужных, но нетворческих профессий, будут окружены только такими же людьми. В реальной жизни чаще все живут и работают вместе. Вот почему школа № 84 избрала для себя модель учреждения адаптивного типа – самый сложный вид образовательного учреждения, где удовлетворяются потребности детей с самыми разными возможностями, наклонностями, интересами, ценностями.
Есть в городе школа № 26 (директор – заслуженный учитель РФ Виталия Калашникова), дающая образование детям, изъявившим желание учиться, воспитываться, развиваться в режиме самоопределения, самореализации личности. Эта редкая образовательная практика основана на возможности выбора ребенком глубины, широты, профиля образования, на возможности попробовать себя в разных ипостасях. Здесь детей учат и технологии выбора, и способам самосозидания, самостроительства личности.
Наконец, муниципальная образовательная система Челябинска включает достаточно школ для детей, как здесь деликатно говорят, с проблемами в развитии. Кроме собственно вспомогательных и других специальных учреждений, в городе учитывается, что ряд родителей хочет, чтобы их дети, несмотря на трудности и недостатки, учились в обычных школах, общались со здоровыми детьми и стремились выправить или компенсировать свои недуги. Так, многие слабослышащие дети по их желанию учатся в обычных школах, но в классах со специально организованным образовательным процессом. Эти дети благодаря ранней диагностике своего недостатка, слухопротезированию и развитию по методике Леонгард считывают речь с губ говорящего, не пользуясь языком дактилологии (общение с помощью пальцев рук), то есть не пользуясь языком глухонемых. В Челябинске имеет место факт, когда девочка, учась сначала в таком спецклассе, позднее окончила гимназию и сейчас учится в университете.

* * *

Когда включаешь телевизор и слышишь постоянно только апокалиптические эпатажные заклинания журналистов и политиков по поводу развала всего и вся, в том числе и образования, в России, то становится тошно жить и работать. И хочется послать наших московских радетелей на экскурсию в Челябинск – город на юге Урала, чтобы они посмотрели школы, детские сады и вузы, а прежде всего людей, которые живут хоть и трудной, но интересной и полноценной жизнью.
А еще мэр Челябинска В.Тарасов и управленцы от образования Челябинска просили меня сообщить на страницах газеты, что в январе 2001 года именно у них в городе будет проводиться Всероссийская конференция по теме “Управление качеством образования”. Настойчиво рекомендую побывать, ибо убежден: в Челябинске есть что увидеть, чему поучиться и что позаимствовать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru