Роман ДИМЕНШТЕЙН,
председатель правления
благотворительной организации
«Центр лечебной педагогики»
Деградирующая школа
опасна для здоровья
Когда мы говорим о катастрофическом
положении со здоровьем детей, эту проблему
необходимо разделить на две части – общее
осложнение по здоровью в масштабах популяции
(так называемый популяционный синдром) и
профессиональную деградацию системы
образования в рамках отдельно взятой страны.
Известный российский физиолог Илья Аршавский
впервые в мире создал лабораторию физиологии
развития. Он обнаружил, что с середины 60-х годов
резким образом стал расти слой «пограничных»,
или физиологически незрелых, детей.
Физиологическую незрелость нельзя сводить к
недоношенности – это некая сумма объективно
регистрируемых биологических показателей.
Сейчас в Москве более 95% детей рождаются
физиологически незрелыми! А это значит, что они
несут в себе потенциал некоторых будущих
болезней, но при этом существует возможность
перевести их в «норму». Эта проблема сейчас остро
встает не только в России, но и во всем мире: нужно
тратить огромные деньги, чтобы этих детей
сделать здоровыми.
Параллельно с обострением общего положения дел
выстраивается ситуация кризиса нашей
национальной системы образования. Мы как-то
быстро забыли, что профессиональный педагог –
это человек, который умеет справиться с любым
ребенком. «Опытный учитель» сегодня – это тот,
кто со страшной силой «прессует» детей, требует
выполнения каких-то неимоверных заданий… Многих
людей, которых нам показывают в качестве опытных
педагогов, на мой взгляд, близко нельзя
подпускать к детям, пока они сами не пройдут курс
реабилитации. Нарушена сама ценностная
структура (в определенной степени с подачи
нового Закона «Об образовании»): теперь ребенка
можно легко перевести в коррекционный класс, из
коррекционного класса – во вспомогательную
школу, а потом вообще оставить вне
образовательного пространства и подарить его
кому-то на улице.
Время от времени на консультацию в Центр
лечебной педагогики приходят дети, которые
оказываются абсолютно здоровыми, но которых
приводят мамы с рекомендациями учителей, что
ребенка нужно лечить. Нередко такие дети
поступают из элитных школ, школ для одаренных.
Проблема такого ребенка – он абсолютно не
вмещается в нашу систему образования, и его все
гонят лечиться. Значит, система в принципе
ориентирована на ущербных в определенном
отношении детей: они могут быть очень умные, но
при этом легко выдерживать унижение и не
выдавать какой-то эмоциональной реакции.
Отдельно можно говорить о программах –
насколько они не физиологичны и не психологичны.
Кроме того, надо говорить о том, как свою
педагогическую несостоятельность учителя
компенсируют количеством учебного материала, но
при этом не дают сформироваться образу мира у
детей, попутно травмируя их психологически. В
результате даже те дети, которые выдерживают
такое испытание, становятся просто
информационной помойкой… И это в элитарных
учебных заведениях, лицеях и гимназиях!
Система образования устроена сейчас наподобие
невода: есть некоторое количество сильных детей,
которые разрывают сеть и уходят, а слабые
запутываются и погибают. В основе – всего
несколько решений: добавили власти директорам,
педагогическим коллективам, никак не обозначив
права ученика, который так и остался бесправным
существом; разрешили без внешней экспертной
оценки выдавливать детей; допустили – хотя
формально с этим борются – всевозможные цензы
«на входе»… И плюс ориентация на предметников,
которая адекватна в старших классах, но
совершенно неуместна в младшем и основном
звеньях, когда ребенок хочет общаться с
заинтересованным в нем взрослым.
Мы сейчас работаем с детьми, которые по-прежнему
(!) считаются необучаемыми, и видим, насколько
даже у них сильна познавательная потребность,
как для них важно быть в ситуации класса, урока,
как они это ценят. Сама ситуация учения вместе с
другими детьми, когда перед ними
заинтересованный в них взрослый, обладает
огромным терапевтическим потенциалом. Ян Амос
Коменский придумал ее именно такой. И все
нынешние наезды на классно-урочную систему
вызваны, на мой взгляд, тем, что люди либо не
знают, либо не понимают идеи его автора: сначала
сами «выродили» систему, а потом ругают ее
основателя…
В школе необходимо выстроить такую среду, в
которой ребенок имеет возможность постоянно
повышать свой образовательный потенциал.
Попробуйте найти хоть одного ребенка, который из
вспомогательной школы перешел в обычную! Почему
эти ступеньки устроены так, что с них только
падают?.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|