Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Роман ДИМЕНШТЕЙН,
председатель правления
благотворительной организации
«Центр лечебной педагогики»

 

Деградирующая школа
опасна для здоровья

Когда мы говорим о катастрофическом положении со здоровьем детей, эту проблему необходимо разделить на две части – общее осложнение по здоровью в масштабах популяции (так называемый популяционный синдром) и профессиональную деградацию системы образования в рамках отдельно взятой страны.
Известный российский физиолог Илья Аршавский впервые в мире создал лабораторию физиологии развития. Он обнаружил, что с середины 60-х годов резким образом стал расти слой «пограничных», или физиологически незрелых, детей. Физиологическую незрелость нельзя сводить к недоношенности – это некая сумма объективно регистрируемых биологических показателей. Сейчас в Москве более 95% детей рождаются физиологически незрелыми! А это значит, что они несут в себе потенциал некоторых будущих болезней, но при этом существует возможность перевести их в «норму». Эта проблема сейчас остро встает не только в России, но и во всем мире: нужно тратить огромные деньги, чтобы этих детей сделать здоровыми.
Параллельно с обострением общего положения дел выстраивается ситуация кризиса нашей национальной системы образования. Мы как-то быстро забыли, что профессиональный педагог – это человек, который умеет справиться с любым ребенком. «Опытный учитель» сегодня – это тот, кто со страшной силой «прессует» детей, требует выполнения каких-то неимоверных заданий… Многих людей, которых нам показывают в качестве опытных педагогов, на мой взгляд, близко нельзя подпускать к детям, пока они сами не пройдут курс реабилитации. Нарушена сама ценностная структура (в определенной степени с подачи нового Закона «Об образовании»): теперь ребенка можно легко перевести в коррекционный класс, из коррекционного класса – во вспомогательную школу, а потом вообще оставить вне образовательного пространства и подарить его кому-то на улице.
Время от времени на консультацию в Центр лечебной педагогики приходят дети, которые оказываются абсолютно здоровыми, но которых приводят мамы с рекомендациями учителей, что ребенка нужно лечить. Нередко такие дети поступают из элитных школ, школ для одаренных. Проблема такого ребенка – он абсолютно не вмещается в нашу систему образования, и его все гонят лечиться. Значит, система в принципе ориентирована на ущербных в определенном отношении детей: они могут быть очень умные, но при этом легко выдерживать унижение и не выдавать какой-то эмоциональной реакции.
Отдельно можно говорить о программах – насколько они не физиологичны и не психологичны. Кроме того, надо говорить о том, как свою педагогическую несостоятельность учителя компенсируют количеством учебного материала, но при этом не дают сформироваться образу мира у детей, попутно травмируя их психологически. В результате даже те дети, которые выдерживают такое испытание, становятся просто информационной помойкой… И это в элитарных учебных заведениях, лицеях и гимназиях!
Система образования устроена сейчас наподобие невода: есть некоторое количество сильных детей, которые разрывают сеть и уходят, а слабые запутываются и погибают. В основе – всего несколько решений: добавили власти директорам, педагогическим коллективам, никак не обозначив права ученика, который так и остался бесправным существом; разрешили без внешней экспертной оценки выдавливать детей; допустили – хотя формально с этим борются – всевозможные цензы «на входе»… И плюс ориентация на предметников, которая адекватна в старших классах, но совершенно неуместна в младшем и основном звеньях, когда ребенок хочет общаться с заинтересованным в нем взрослым.
Мы сейчас работаем с детьми, которые по-прежнему (!) считаются необучаемыми, и видим, насколько даже у них сильна познавательная потребность, как для них важно быть в ситуации класса, урока, как они это ценят. Сама ситуация учения вместе с другими детьми, когда перед ними заинтересованный в них взрослый, обладает огромным терапевтическим потенциалом. Ян Амос Коменский придумал ее именно такой. И все нынешние наезды на классно-урочную систему вызваны, на мой взгляд, тем, что люди либо не знают, либо не понимают идеи его автора: сначала сами «выродили» систему, а потом ругают ее основателя…
В школе необходимо выстроить такую среду, в которой ребенок имеет возможность постоянно повышать свой образовательный потенциал. Попробуйте найти хоть одного ребенка, который из вспомогательной школы перешел в обычную! Почему эти ступеньки устроены так, что с них только падают?.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru