Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Чтобы в школе прозвучал твой голос...

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская область

В этом доме живет замечательный человек – Валентина Михайловна Сухарева.
В сегодняшнем Кладове что ни дом – ученики Валентины Михайловны живут или их дети, а в школе учатся внуки ее первых учеников.
Мы сидим в ее уютной комнате, увешанной фотографиями в рамочках, пьем чай, и Валентина Михайловна рассказывает мне о своей жизни, будто ведет по длинному коридору, а по обе его стороны двери с надписями: “Детство”, “Юность”, “Война”, “Школа”.
Как приходят в педагогику? Откуда и какой должен прозвучать голос, чтобы мальчик или девочка услышали его и поняли: их предназначение на этой земле велико и прекрасно – они будут учить детей. В ответ на мои рассуждения Валентина Михайловна молодо и задорно смеется:
– Никакого голоса не было, и даже профессии родителей были слишком далеки от школы.
В педучилище поступила, как кажется, по собственному желанию, шел 1940 год.
Студенты военных лет, кажется, не столько учились, сколько работали: трудовой фронт – рыли окопы, противотанковые рвы. Умом понимали, что область готовят к упорным боям, а может, и к сдаче, но сердце никак не хотело с этим соглашаться.
Дыхание войны ощущалось даже тогда, когда шли строем на работу и с работы. Но все равно была молодость – песни, шутки, были верные подружки, их лица то и дело высвечивает память. Разметала жизнь по свету, ни встреч, ни писем – редко, редко!
Выпускной был в 1943 году. В качестве подарка дали хлебные талоны на пять дней. И столы были с угощением. Только не было белого платья – было голубое, как мечта, из маминого перешитое. А вслед за выпускным – направление в маленькую начальную школу – сорок пять километров по бездорожью со всеми вещами. Частная квартира, самодельная кровать с матрацем, набитым соломой, и три класса учеников. Что такое школа военной поры? Голодные, полураздетые дети. В перемену, оседлав парту, достают из сумок четвертинку молока и кусок хлеба. Но и это было не у всех. В перемены они мало бегали и играли, часто плакали. Сердце рвалось глядеть на все это. А после войны было еще хуже, еще безысходнее. Насмотревшись на это, Валентина Михайловна научилась жалеть детей. Сначала жалеть, а потом уже учить, учить и вселять надежду даже самым безнадежным: не получилось – не унывай. Сегодня не получилось – завтра получится. Ты только старайся.
И дети старались.
Это нынче стало модным выбирать школу и даже учителя. Но если бы эта мода появилась лет двадцать – тридцать назад, то Валентина Михайловна без работы бы не осталась, потому что во все времена молодые мамы с радостью отдавали детей в ее добрые руки. А она была настолько щепетильна, что, когда пришло время идти в 1 класс ее старшей дочери, отдала ее другой учительнице, чтобы, Боже упаси, кому-то из ребятишек вдруг не показалось, что она к своей дочери относится иначе, чем к другим.
Все это произойдет уже в нашей Кладовской школе. А приведет ее сюда великая любовь к своему будущему мужу.
Константин Николаевич (мой бывший учитель) был человеком удивительным.
Только что вернувшийся из фашистского плена, уже взрослый, с копной русых кудрей и голубыми глазами, он не мог не очаровать молодую учительницу. Хотя ухаживал долго и очень осторожно, появляясь “случайно” на дорожке, по которой она бежала в школу.
Была свадьба в соответствии с сельскими обычаями: лошади с колокольчиками, сундук с приданым. А мать по зимнему бездорожью за десятки километров привезла на санках икону – благословила на долгое и счастливое житье. Оно таким и было и в семье, и в работе – Валентина Михайловна считает себя счастливым человеком.
Что оберегает, защищает ее? Почему и стар и мал, остановившись на сельской улице, раскланиваются с ней? Почему ждут от нее помощи и совета, хотя она сама давно уже нуждается в помощи. Не тот ли голос, позвавший ее однажды в учителя, шепнул ей и другую истину: не возвышаться над людьми, но быть все время на высоте, чтобы с этой высоты видеть главное в происходящем вокруг.
И потому, когда я пытаюсь выяснить, что же Валентина Михайловна считает главным в профессии учителя, она говорит совершенно неожиданные вещи. Первое – это умение сделать шаг навстречу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru