Страничка Василия Кольченко
Третий путъ для настоящей школъной
реформы
Вы замечали, что примерно каждые десять
лет у нас в стране начинаются разговоры о
школьной реформе? Видно, этого времени
достаточно, чтобы забыть о предыдущем усилии и
его низкой эффективности.
С другой стороны, чтобы серьезные нововведения
прочно вошли в школьную жизнь, надо не меньше
десятилетия. Пока оно пройдет, поменяется и
министр, и правительство, и президент. Спрашивать
со старого начальства уже поздно, а у нового –
свои идеи.
Получается, что у нас идет непрерывная реформа
школы, а периоды активности и затишья сменяются с
регулярностью морских приливов и отливов.
Почему же школа не реформируется? Почему
постоянно слышны жалобы на то, что в ней все
по-старому, а то и хуже? Потому что чаще всего
разговоры о реформе создают лишь видимость
перемен, отвлекая общественное мнение от
истинных проблем образования.
Так у Троцкого была в запасе теория о
перманентной (непрерывной) революции, а у
школьного бюрократа – практика перманентной
школьной реформы.
Задача: как бы так реформировать, чтобы суть
отношений в школе не менялась? Например, при
введении кабинетной системы внешние перемены
очевидны. Но успешнее ли стали учиться дети?
Намного ли улучшились отношения между учителями
и учениками?
Может, создание кабинетов по предметам и было
оправданным, только нельзя ожидать от него
глубинных перемен в школьной жизни.
Переоформлением классных комнат или покупкой
технических средств обучения тут не обойдешься.
Другой пример косметической реформы – изменение
сроков обучения в начальной и средней школе.
Десять лет учиться, одиннадцать или двенадцать?
Трехлетняя начальная школа или четырехлетняя?
Это решения нешуточные, последствия у них
серьезные, но успешность учебы от них напрямую
никак не зависит. Гораздо важнее решить, чем
наполнить учебное время и как реально поднять
его эффективность, а не как его перераспределить.
Гораздо реже случается радикальная реформа
школы. Это уже крутой поворот руля: резко
меняются содержание и формы работы. К сожалению,
радикальная – еще не значит эффективная. Иногда
такая реформа разрушает старый школьный уклад,
словно землетрясение, а построить новый не
способна. Дети учатся еще хуже, чем раньше,
отовсюду звучит критика, и начинается,
естественно, новая реформа, которая должна
восстановить разрушения, причиненные
предыдущей.
Это произошло в США. В шестидесятых –
восьмидесятых годах здесь шла настоящая
школьная революция, приведшая к тому, что в иных
школах выпускники с трудом прочитывают
собственный аттестат зрелости. Потом ветер
переменился и началась контрреволюция, которая
сейчас в самом разгаре, – борьба за повышение
академических стандартов.
Как известно, и революция, и контрреволюция
широко пользуются террором. В этом случае они
терроризируют детей. Первая – хаосом и
бездельем, вторая – муштрой и двойками. Ни то ни
другое нам не подходит.
Остается третий путь – реформа реальная и
эффективная. Педагогика сотрудничества
указывает именно эту дорогу – дорогу
сотрудничества детей и взрослых в успешном и
радостном учебном труде и общей жизни.
За этими словами стоят совершенно конкретные,
проверенные многолетней практикой идеи и
подходы, приемы и методы. Их не надо никому
навязывать, не надо насильственно внедрять.
Единственное, что нужно, – дать их учителю,
позволить ему познакомиться с ними поближе,
оставляя выбор за самим педагогом.
Учителю тоже хочется успеха в работе,
удовлетворения, радости общения с детьми.
Разрешите показать ему, что так бывает, что так
можно жить и работать, – и школа начнет меняться
сама собой.
Наша газета старается делать именно это, но роль
газеты при всей ее важности ограничена. Учителю
надо не только прочитать, но и увидеть, и
поучаствовать в преображающем и эмоционально
насыщенном педагогическом действе. Этот опыт
передается вживую, и тогда происходит самая
главная реформа – в сознании и сердце учителя.
Ключом к такой реформе могли бы стать изменения в
педагогических вузах и институтах
усовершенствования учителей. Вместо оторванных
от жизни теорий, принципов и концепций будущим
учителям необходимо живое общение с детьми с
первого курса, им нужно постоянное
сотрудничество с педагогами-новаторами или хотя
бы короткие, но интенсивные встречи с мастерами и
талантами педагогической профессии.
Талант и вдохновение ничем в учительской работе
не заменишь, так же как не обойдешься в ней без
доброго отношения к детям и эффективной
методики.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|