Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Страничка Василия Кольченко

Нью-Йорк

Третий путъ для настоящей школъной реформы

Вы замечали, что примерно каждые десять лет у нас в стране начинаются разговоры о школьной реформе? Видно, этого времени достаточно, чтобы забыть о предыдущем усилии и его низкой эффективности.
С другой стороны, чтобы серьезные нововведения прочно вошли в школьную жизнь, надо не меньше десятилетия. Пока оно пройдет, поменяется и министр, и правительство, и президент. Спрашивать со старого начальства уже поздно, а у нового – свои идеи.
Получается, что у нас идет непрерывная реформа школы, а периоды активности и затишья сменяются с регулярностью морских приливов и отливов.
Почему же школа не реформируется? Почему постоянно слышны жалобы на то, что в ней все по-старому, а то и хуже? Потому что чаще всего разговоры о реформе создают лишь видимость перемен, отвлекая общественное мнение от истинных проблем образования.
Так у Троцкого была в запасе теория о перманентной (непрерывной) революции, а у школьного бюрократа – практика перманентной школьной реформы.
Задача: как бы так реформировать, чтобы суть отношений в школе не менялась? Например, при введении кабинетной системы внешние перемены очевидны. Но успешнее ли стали учиться дети? Намного ли улучшились отношения между учителями и учениками?
Может, создание кабинетов по предметам и было оправданным, только нельзя ожидать от него глубинных перемен в школьной жизни. Переоформлением классных комнат или покупкой технических средств обучения тут не обойдешься.
Другой пример косметической реформы – изменение сроков обучения в начальной и средней школе. Десять лет учиться, одиннадцать или двенадцать? Трехлетняя начальная школа или четырехлетняя? Это решения нешуточные, последствия у них серьезные, но успешность учебы от них напрямую никак не зависит. Гораздо важнее решить, чем наполнить учебное время и как реально поднять его эффективность, а не как его перераспределить.
Гораздо реже случается радикальная реформа школы. Это уже крутой поворот руля: резко меняются содержание и формы работы. К сожалению, радикальная – еще не значит эффективная. Иногда такая реформа разрушает старый школьный уклад, словно землетрясение, а построить новый не способна. Дети учатся еще хуже, чем раньше, отовсюду звучит критика, и начинается, естественно, новая реформа, которая должна восстановить разрушения, причиненные предыдущей.
Это произошло в США. В шестидесятых – восьмидесятых годах здесь шла настоящая школьная революция, приведшая к тому, что в иных школах выпускники с трудом прочитывают собственный аттестат зрелости. Потом ветер переменился и началась контрреволюция, которая сейчас в самом разгаре, – борьба за повышение академических стандартов.
Как известно, и революция, и контрреволюция широко пользуются террором. В этом случае они терроризируют детей. Первая – хаосом и бездельем, вторая – муштрой и двойками. Ни то ни другое нам не подходит.
Остается третий путь – реформа реальная и эффективная. Педагогика сотрудничества указывает именно эту дорогу – дорогу сотрудничества детей и взрослых в успешном и радостном учебном труде и общей жизни.
За этими словами стоят совершенно конкретные, проверенные многолетней практикой идеи и подходы, приемы и методы. Их не надо никому навязывать, не надо насильственно внедрять. Единственное, что нужно, – дать их учителю, позволить ему познакомиться с ними поближе, оставляя выбор за самим педагогом.
Учителю тоже хочется успеха в работе, удовлетворения, радости общения с детьми. Разрешите показать ему, что так бывает, что так можно жить и работать, – и школа начнет меняться сама собой.
Наша газета старается делать именно это, но роль газеты при всей ее важности ограничена. Учителю надо не только прочитать, но и увидеть, и поучаствовать в преображающем и эмоционально насыщенном педагогическом действе. Этот опыт передается вживую, и тогда происходит самая главная реформа – в сознании и сердце учителя.
Ключом к такой реформе могли бы стать изменения в педагогических вузах и институтах усовершенствования учителей. Вместо оторванных от жизни теорий, принципов и концепций будущим учителям необходимо живое общение с детьми с первого курса, им нужно постоянное сотрудничество с педагогами-новаторами или хотя бы короткие, но интенсивные встречи с мастерами и талантами педагогической профессии.
Талант и вдохновение ничем в учительской работе не заменишь, так же как не обойдешься в ней без доброго отношения к детям и эффективной методики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru