Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталья ИШТРИКОВА

От образовательной провинции – к виртуальным столицам!

Сельские школы получат новый шанс – если в них появятся
компьютеры и Интернет

26 сентября состоялся круглый стол “Образование и Интернет в России. Стратегия интернетизации среднего образования”. В его работе приняли участие политики, бизнесмены, представители министерств и вузов.

Встреча была посвящена теме освоения современных компьютерных технологий в системе образования преимущественно в средней школе.
В первую очередь обсуждалась правительственная федеральная программа информатизации сельской школы, на реализацию которой планируется выделить из федерального бюджета 2001 года один миллиард рублей для закупки компьютеров. Программа будет реализована на условиях софинансирования с регионами, которые должны выделить еще миллиард рублей. Как выяснилось, участники “круглого стола” сомневаются в успешности этой части проекта.
Кроме государственных планов, речь шла об опыте деятельности некоммерческой организации “Федерация Интернет-образования (ФИО)” и о ее программе “Поколение ru”, в рамках которой планируется обучить до 2004 года в 50 региональных центрах ФИО 276 тысяч школьных учителей, в том числе из сел и деревень, использованию образовательных ресурсов Интернета в учебном процессе. Это позволит уже к 2005 году обучить работе с всемирной Сетью до 10 миллионов школьников. Пока в стране действуют три центра ФИО – в Москве, Санкт-Петербурге и Томске, но уже в 2001 году их станет 20.
Однако само государство не в состоянии сегодня полностью профинансировать компьютеризацию системы образования. Министр образования Владимир Филиппов считает, что для этого необходимо привлечь к работе попечительские советы школ, представителей бизнеса на местах. Необходимо продумать и способы участия в финансировании региональных и местных администраций, создать общегосударственную некоммерческую компьютерную сеть.
Одновременно с установкой компьютеров в школах, особенно сельских и деревенских, появится проблема сервисного обслуживания: ведь даже районные центры сервисного обслуживания могут не справиться со сложной техникой. Но даже если компьютерный класс, оснащенный связью с Интернетом, будет находиться в рабочем состоянии, скорее всего администрация школы станет использовать его лишь во время уроков из опасения что-либо сломать.

Интернет или интернат нужен сельским детям?
В процессе обсуждения Анатолий Карачинский, президент группы IBS, высказал мнение о том, что компьютеры нужно устанавливать первоначально только в городских школах, учащиеся которых в основной массе будут получать высшее образование, а значит, знания и деньги не пропадут даром. Ему возразил Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики и один из авторов стратегии модернизации образования в России, заявив, что создание системы Интернет-образования в сельских школах – политика гораздо более верная, чем простое укрупнение. Мнение Ярослава Кузьминова поддержал Владимир Филиппов, подтвердив, что Интернет-поддержка среднего образования в малокомплектной сельской школе – единственный способ улучшить качество образования, так как укрупнять сельские школы нельзя, поскольку из-за этого начнут гибнуть сами села, население которых может серьезно отстать в культурном развитии от городского. Сергей Зверев, сопредседатель Российского совета развития образования, также уверен, что Интернет селу необходим, ведь только тогда возможна реализация единого госстандарта образования.
Участники “круглого стола” пришли к выводу, что, хотя интернетизация школ способна многое изменить в образовательном процессе, главной задачей по-прежнему остается формирование нового содержания образования, методик преподавания, изменение целей школы. 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru