«Что сказал мне тот мальчишка
в случайном разговоре?..»
Все мы, читатели книг Симона
Соловейчика, – его собеседники
1
Приехал я из Киева в Москву, а Симон Львович в
больнице. Плохо с сердцем. Навещая его, тащу с
собой пишущую машинку, которую он забыл
захватить, когда его забирала “скорая”. Пишущей
машинке он обрадовался, а меня сразу стал угощать
попавшимся под руку шоколадом. И тут же начал
рассказывать, соединяя дела текущие и вечные,
словно наш разговор и не прерывался.
“Скорую” вызывали ночью, водитель не хотел
ехать в дальнюю больницу, пришлось ему заплатить.
“По дороге в больницу мы проезжали мимо
кладбища, и тут водитель сказал фразу, за которую
и заплатить не жалко, – Симон Львович сделал
паузу и посмотрел мне прямо в глаза, – у каждого
врача – свое кладбище”.
Он помолчал, впечатленный силой фразы, словно
проверяя ее на вкус, на ощупь, и добавил:
“Обязательно буду об этом писать!”
Конечно, он думал не о врачах только, а о любой
профессии – учительской, писательской, да и о
любом человеке вне профессии и возраста. У
каждого врача – свое кладбище. У каждого – свои
ошибки, свои рубцы на совести, о которых можно
иногда забыть, но от которых нельзя избавиться.
Но есть в этой фразе и другой смысл. Чтобы стать
хорошим врачом, нужно пережить и осмыслить свои
ошибки, порой трагические. Наше личное кладбище и
неизбежно, и необходимо, оно дается вместе с
опытом. Оно всегда свое, потому что чужие ошибки
трудно принять близко к сердцу.
Боишься кладбища – не ходи во врачи. А пошел –
будь осторожен, но не труслив. Извлекай уроки из
неудач, чтобы твое кладбище не пополнялось
свежими могилами.
Все это пряталось в кратком восклицании:
“Обязательно буду об этом писать!” Такой уж он
был человек. В больнице предмет первой
необходимости для него – пишущая машинка. До ее
появления он записывал отрывочные мысли на
салфетках, заимствованных из больничной
столовой. Незадолго до смерти диктовал последние
статьи на магнитофон.
Так кто же он в первую очередь – писатель или
учитель, педагог? Соловейчик – писатель от Бога,
самобытный, страстный, с прозрачностью стиля и
живостью воображения, которые он всегда вносил и
в свою газетную работу. Он писатель по сути своей
на все сто процентов – по вниманию к слову, по
строю мыслей, по зову сердца. И в то же время на
все сто процентов учитель.
Не пятьдесят на пятьдесят, а сто на сто – щедро,
от души. Учитель с малышами и со старшими, дома и в
редакции, в книгах и в статьях, никогда не
поучающий, но всегда открывающий путь,
указывающий дорогу. Учительское и писательское
начала переплелись и сплавились в его жизни и
работе. Получился уникальный сплав высшей пробы.
Всем, кому повезло с ним общаться, он
сочувствовал, всех жалел, угощал, прощал, баловал,
но иногда и сердился, гневался, хотя быстро
остывал. Рассказывал занятные истории, поражал
меткой деталью, точной фразой. Думал, искал ответ
вместе с собеседником. Обычно после нескольких
минут общения для собеседника словно небо
очищалось от туч – так все становилось ясно и
понятно. Что это было – устная литература?
Литературная педагогика?
Наверно, самое настойчивое стремление его жизни
было – понять. Понять и объяснить – сначала себе
самому, потом всем вокруг. С годами предмет его
интереса менялся, и это отражалось в его книгах:
мотивация учебы (“Учение с увлечением”), история
педагогики (“Час ученичества”), внутренний мир и
воспитание человека (“Педагогика для всех”),
педагоги-новаторы (“Вечная радость”,
“Воспитание по Иванову”), дух Пушкина
(“Пушкинские проповеди”), суть социализма и
уроки жизни (“Последняя книга”).
Книги вырастали из неутолимого интереса и долгих
размышлений. В них Соловейчик был и писателем, и
педагогом – сто на сто. И темы у них были сходные
– ребенок, учитель, человек, да и сами книги как
бы выстраивались в одну многотомную эпопею.
“Во всем мне хочется дойти до самой сути” –
лучше это стремление не выразить. “Во всем” и
“до самой сути” – именно так! И суть
поддавалась, открывала себя, будто волшебная
дверь в пещере Аладдина, откликаясь на заветные
слова. Слова эти – дух, правда, добро, красота,
любовь, совесть, сотрудничество – всем давно
знакомы, но они зазвучали по-новому в его статьях
и книгах, обнаружили свою природу и взаимосвязь.
Многогранность его интересов поражала. Казалось
бы, зачем сегодня разбираться с социализмом и
капитализмом, и так ясно, кто победил. Но совесть
не позволила ему отвернуться, заставила прервать
привычные занятия, нырнуть в литературу,
погрузиться в “Капитал” Маркса. Помню наш
разговор, который Симон Львович упомянул в
“Последней книге”; не удержусь, приведу длинную
цитату без ложной скромности:
“Однажды мы разговаривали с очень молодым
человеком, к которому я всегда прислушиваюсь: у
него простой и ясный ум, он почти всегда прав.
Речь зашла о спекулянтах – в ту пору еще не было
ларьков, не было частных предприятий, а
спекулянты, разумеется, были. Вопрос: имеет ли
право спекулянт на ту прибыль, которую он
получает? Ведь он не работает в принятом смысле
слова...
– Конечно, имеет, – не задумываясь, сказал мой
собеседник. – Ведь он рискует деньгами, он на
любой операции может разориться, не говоря уж о
риске попасть в тюрьму. Другие проедают попавшие
к ним деньги, а спекулянт вкладывает их в товары,
в транспорт, у него есть талант спекуляции – вот
он и получает. Конечно, можно спорить, почему он
получает так много, но это уж другое дело.
Почему-то меня это поразило. Я никогда об этом не
думал. А ведь действительно – риск чего-то стоит,
он должен быть оплачен, как и труд”.
И на другой странице: “...что сказал мне тот
мальчишка в случайном разговоре о спекулянтах?
Да ерунду какую-то, нечто общеизвестное; но мысль
запала в голову, перескочила на другое, более
важное, все вопросы упростились и определились.
Осталось ответить на них. Не по чувству, а по
логике. По делу”.
Сколько таких разговоров было! В них
оттачивались идеи, рожденные им в напряженных
одиноких раздумьях. Говорили обо всем на свете,
незаметно переходя с протестантской этики на
шведские профтехучилища. С политических
новостей – на музыку Бетховена.
В те годы Симон Львович приближался к своему
очередному открытию: выяснилось, что без
капиталиста – нравится он нам или нет – в
современном мире не обойтись. Кому-то это и так
кажется очевидным, но ведь нужны веские
доказательства, слепая вера опасна, уж этому нас
жизнь научила.
“Последняя книга” и написана не столько о
сомнительных экономических формулах, сколько о
жизни. О жизни автора и каждого из нас. В ней
Соловейчик учит нас и тем, что приоткрывает
занавес, традиционно скрывающий процесс
создания книги, и делает это как бы мимоходом,
непринужденно, ненавязчиво и оттого еще более
привлекательно, словно мы попали на театральную
репетицию или съемки фильма, где режиссер по ходу
работы меняет мизансцены и советуется со
зрителем.
Выходит, что он рассказывает не только о
социализме и воспитании детей, не только делится
воспоминаниями, но еще и учит нас книгу писать!
Учитель, вечный учитель.
2
Будут ли читать книги Соловейчика через сто лет?
Современны ли они сегодня, когда постепенно
забывается и тень марксизма, и призрак
коммунизма, без оглядки на которые трудно было и
слово сказать в советской педагогике?
Но в том-то и дело, что Соловейчик всегда шел
против течения официальной идеологии, отрицая
мертвые догмы. Он и в темные годы писал о светлом,
находил в жизни вечную радость и вечные истины.
Чаще всего его отрицание зла было в утверждении
добра, в защите добра – так он защищал идеи
Сухомлинского, Шаталова.
Современны ли его книги? То, что вечно, современно
всегда. Он размышляет о таких основных
человеческих понятиях (на них, кстати, и строится
педагогика), о которых всегда спорили и будут
спорить люди в любой стране, в любой культуре.
Что остается от человека? Что останется? Что
определит долголетие его имени? Книги,
воспоминания, ученики. Газета, им созданная. Но
главное – это идеи, их резонанс в будущих
поколениях, их востребованность и правота.
Идеи педагогики сотрудничества принадлежат не
вчерашнему дню, а завтрашнему. Как-то Симон
Львович сказал в сердцах: “Если бы Шаталов сумел
объяснить, что он делает на уроке, его имя знал бы
сейчас весь мир!” Что ж, значит, не сумели
объяснить. До сих пор объясняем. А может, просто
время еще не пришло.
Объясняя мне, как надо писать статьи, Симон
Львович однажды заметил: “Статья может быть
интересна по двум причинам. Первая – это яркие,
броские, неожиданные детали. Вторая – если
автору удалось сказать что-то новое и важное.
Сказать что-то по-настоящему новое очень трудно,
это редко кому удается. Яркие детали найти
легче”.
Он сам был удивительным мастером литературной
детали, и все же главное в его книгах – это
новизна, смелость и точность идей. Идеи гуманной
педагогики были революционными в советское
время, когда обвинения в “абстрактном
гуманизме” стали привычным штампом, но они не
теряют своей новизны и сегодня. Так уж
получается, что люди время от времени о них
забывают, а значит, и напоминать о них надо
постоянно, словно делая прививку каждому
следующему поколению.
И все же новизна гуманной педагогики
относительная. Начиная с Руссо и Песталоцци, все
великие педагоги говорили, что к ребенку надо
относиться по-человечески. Выразить это можно
по-новому, но идея будет все та же – вечная.
Соловейчик, однако, не просто пересказал своими
словами труды педагогов прошлого, нет, он подвел
итоги развития педагогической мысли и изменил
наше представление о педагогике, сделал его
объемным, многомерным, живым.
В этом и состоит новизна его взглядов.
Педагоги-теоретики порой напоминают группу
слепых, ощупывающих слона. Один доказывает, что
слон – это хобот, другой рассказывает о слоновой
ноге, третий – о хвосте. Все они по-своему правы,
но никто по-настоящему не понимает, что же такое
слон. Так и в педагогических теориях: чего только
тут не услышишь, и все похоже на правду.
Одни говорят: главное – это развитие ребенка.
Другие: нет, главное – это детский коллектив.
Свобода, знания, творчество, культура,
самоопределение, требовательность... Многое
называют главным в разноголосице ученого спора.
Что ж, все это по-своему верно, и все же кусочек
слона – это еще не слон. Изучать кусочки можно и
нужно, если они не заслоняют целого.
Особое значение книг Соловейчика в том и состоит,
что он разглядел педагогического “слона”
целиком, во всех его сложностях и противоречиях,
не соблазнившись легкими ответами, – и поэтому
оказался ближе других к правде.
Он часто говорил, что педагогика – это наука об
искусстве воспитания, и подчеркивал:
стопроцентная наука о стопроцентном искусстве.
Педагогике нужна и психология, и физиология, но
основа ее – этика, жизнь человеческого духа,
сердца и ума.
Нет, это не абстрактные понятия. И дети, и
взрослые могут существовать лишь в этих
невидимых координатах, и задача воспитателя не
только выучить с детьми таблицу умножения, но и
поднять их дух, облагородить сердце, развить ум.
Изучая с классом таблицу умножения, хороший
учитель все это и делает, даже если он редко
задумывается о высоких понятиях. Больше того,
именно это и позволяет ему добиться учебного
успеха.
Тут мы моментально переходим к сугубо
практическим задачам. Что нужно для успешного
воспитания и обучения? Сотрудничество учителя и
детей. Как наладить это сотрудничество, как
сделать его результативным? Обаяние личности
учителя может сработать, особенно в воспитании
ребенка, но для надежного воспитания и обучения
всех детей нужен эффективный метод.
Помню, как Симон Львович недоумевал: “Что они все
заладили: личность или метод? Конечно, личность
учителя важна. Как же без личности? Но и без
метода нельзя. Меня как раз интересует опыт,
который можно передать и распространить, который
ведет к педагогическому успеху. Пусть кто-то
другой изучает проблему личности в педагогике, а
я хочу разобраться с методикой”.
Первый перечень эффективных подходов в обучении
и воспитании он дал в статье “Инженерная
педагогика” в конце 70-х. Вот имена
педагогов-новаторов из этой статьи: Шаталов,
Лысенкова, Ильин, Огороднов, Волков, Никитины,
Неменский, Карманов, Иванов, Сухомлинский...
Мощный всплеск педагогического новаторства,
случившийся в послесталинскую эпоху, нашел
своего летописца, защитника и толкователя.
Новаторы отыскивали подходы, позволяющие
успешно учить и воспитывать всех детей.
Соловейчик понял значение этих открытий и
запустил их на орбиту общественного признания.
Название той давней статьи было, пожалуй, не
самым удачным, и позже его заменила знаменитая
“Педагогика сотрудничества”. И все же
неожиданное определение “инженерная” многое
объясняет. Это не педагогика для инженеров,
конечно, а педагогика, в которой инженерная
точность и технологичность соединяются с жаром
души и стремлением к идеалу.
Никакого неразрешимого противоречия тут нет.
Внутренняя жизнь человека при всей своей
сложности, неопределенности и непредсказуемости
следует своим строгим законам, таким же
незыблемым, как и законы физики. Им же следует и
педагогика сотрудничества.
Когда Софья Николаевна Лысенкова управляет
классом шестилеток, которые чуть позже уже
управляют сами собой, осваивая премудрости
чтения, письма и счета с завидной легкостью, то
это вовсе не само собой делается, наоборот, все
тут выверено и вымерено не хуже, чем в инженерном
проекте, – что делать, когда, сколько и как.
Опытным путем определен оптимальный режим
работы, скажет ученый. Детей вдохновляет
собственный успех в общем деле, скажет учитель.
Наука об искусстве – помните?
3
Однако его главная книга – “Педагогика для
всех” написана не о педагогах-новаторах. Они в
ней присутствуют скорее вспомогательно, как бы в
сносках, потому что тема книги необъятна и
первородна: внутренний мир человека, увиденный
через воспитание ребенка.
“Педагогика для всех” заняла десять лет его
жизни, самых зрелых и плодотворных. Дух, сердце и
ум человека он изучал в зеркале родного языка и
пушкинского слова. Ни в какой другой книге я не
встречал такой стройной и убедительной картины
человеческого мироздания, такой самодостаточной
системы вопросов и ответов, где на каждый трудный
вопрос находится точный и верный ответ.
Например, что такое дух, духовность? Эти слова у
всех на устах не только в России, но и в Америке.
Одна из самых популярных ведущих американского
телевидения, Опра Винфри, говорит о них чуть не
каждый день, а убедительно ответить на вопрос,
что же это такое, затрудняется. Услышав ее робкие
попытки, мне захотелось помочь: “А я знаю! Об этом
говорится в “Педагогике для всех”, прочтите –
не пожалеете!” Но перевода книги на английский
нет, а пересказывать ее ох как нелегко.
Ответив на главные вопросы, Соловейчик был готов
отвечать на все прочие. Перечитывая
“Педагогику...”, всякий раз поражаюсь сочетанию
в ней глубины и живости. Она написана доступно,
убедительно и интересно. Но ее предмет и материал
настолько сложны, настолько объемны, что
выстроить законченную картину внутреннего мира
человека для читателя совсем не просто.
Знаю это по себе. После первого прочтения у меня в
памяти осталось лишь общее положительное облако,
а все понятия и связи между ними перемешались.
Где дух, а где душа? Куда поместить совесть, а куда
эмоции? Меня все это занимало с давних пор, и все
равно трудно было разобраться.
Эта книга по сути своей учебник. С интересными
историями, примерами, аналогиями, и все же она
излагает свой непостижимо запутанный предмет
последовательно и стройно, как и положено
учебнику. А учебник надо изучать. Его нельзя
просто прочесть или перелистать – толку будет
мало. Хватит ли читателю интереса, усердия и
понимания, чтобы дойти до сути?
Хватит не каждому, это уж точно. Всякий раз после
прочтения “Педагогики...” мне хотелось, чтобы в
виде послесловия к ней была еще одна книга – все
о том же, но написанная совсем уже коротко, просто
и ясно, чтобы нельзя было не понять и не усвоить.
Симон Львович говорил, что на эту книгу – его
основной труд! – было не так уж много
читательских откликов. Наверно, потому их и было
немного, что для отклика человеку надо все в
книге понять или хотя бы уверовать, что он все
понял. Это случается далеко не всегда.
Уважительно отзовутся о ней почти все, а освоят и
усвоят немногие.
Но что же делать: книга уникальная, польза для
читателя – от каждой прочитанной страницы. Пусть
усвоит тот, кто может усвоить, и пусть получит
возможность прочесть каждый, кто захочет
прочесть. Это уже великое благо. Великое благо,
что наконец начинается переиздание книг Симона
Львовича, и начинается оно с “Педагогики для
всех”.
Кстати, он собирался написать другой ее вариант
– в виде учебника педагогики для будущих
учителей, с вопросами в конце глав, с домашними
заданиями. Среди его многих неисполненных планов
этот был особенно дорог.
Однажды Симон Львович указал мне на груды своих
рукописей в его переделкинском доме – на столе,
под столом, на кровати, в углу. “Сколько тут идей,
замыслов! А сколько всего пропало, утеряно...
Книги, статьи. Если бы у меня были хотя бы два
толковых помощника, можно было бы еще многое
сделать”.
Он и сделал многое. Родилась газета, появились
помощники, но не хватило жизни. У Симона Львовича
тоже было свое “кладбище”. О нем он рассказал
отчасти в “Последней книге”...
И все же он был счастливым человеком. Крутятся в
голове строчки, не помню чьи: “Когда я был
влюблен,– // а я влюблен всегда // в картину, в
женщину иль в запах,– // я счастлив был”.
Он был влюблен всегда. В детей, в людей, в жизнь, в
правду о человеке. Даря мне “Педагогику для
всех”, Симон Львович, подумав, написал на книге
слова, которых я никак не ожидал: “Василию
Кольченко, педагогу с самыми высокими мотивами, с
благодарностью за общение от автора.
Переделкино, 16 января 1988 г.”.
Общение, высокие мотивы – об этом он подробно
говорит в книге, поэтому надпись приобретает
особое значение. Такой надписью можно гордиться
не меньше, чем дипломами и учеными степенями. В
конце концов, дипломы и степени есть у многих, но
к высоким мотивам они вовсе не обязывают.
Размышляя, я прихожу к выводу, что эта надпись
относится не только ко мне, а и ко всем его
читателям. У них у всех самые высокие мотивы,
иначе они не стали бы читать его книги. Автор
благодарен им за общение, даже если оно и заочное.
Когда-то Соловейчик написал о законе
заслуженного собеседника: каждый человек
получает собеседников по своим ожиданиям, по
своему отношению к людям. Все мы, читатели книг
Симона Львовича Соловейчика, – его собеседники.
Он заслужил читателей с самыми высокими мотивами
– при жизни и после смерти. Беседа продолжается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|