Школа – это твое призвание
У всех учителей в школе нагрузка разная,
но каждого в День учителя спешат поздравить
благодарные ученики.
Я же часто поражаюсь учителям, способным
провести в день до семи уроков. Каким необходимо
обладать профессионализмом, чтобы не только
грамотно распределить свои силы на уроке, но и
после уроков остаться матерью или отцом для
родных детей. Каким необходимо обладать даром,
чтобы организовать в течение дня школьную жизнь
для двух сотен учеников, приходящих на уроки со
своими потаенными целями, зачастую не
совпадающими с целями учителя.
В школе часто можно услышать такое определение:
она стоит на потоке. “Стоять на потоке” – значит
приходить в школу пять раз в неделю, при этом
проводить до шести уроков в день, вести классное
руководство, заполнять не один, а несколько
журналов, включая журнал своего класса,
регулярно посещать еженедельные планерки и
ежемесячные педагогические и методические
советы, дежурить со своим классом по школе без
отрыва от учебного процесса, проводить
родительские собрания, обзванивать своих
подопечных в случае непредвиденных
обстоятельств, ходить с ними в театры и на
экскурсии, болеть за них на всевозможных
школьных конкурсах и соревнованиях, оставаться
после уроков, чтобы помочь отстающим,
волноваться перед административными работами,
плановыми и выпускными экзаменами, и не дай Бог,
если кто-то из ребят попадет в неприятную
историю. Я, видимо, что-то упустил, но это не столь
важно.
Учитель, чья почасовая нагрузка велика, –
постоянный житель школы, школьный квартирант.
Недавно исчезнувший из большинства школ плакат,
гласящий: “Школа – это твой второй дом”, –
думаю, обращался не к ученикам, хотя был водружен
именно в воспитательных целях, а к учителям. В
любой школе есть группа таких учителей, которые
словно ее и не покидают, тем самым ее строят,
создают особую среду, поскольку школа – это не
стены и парты, это люди.
Будучи учеником начальной школы, я, к примеру, мог
с трудом себе представить, что у нашей
учительницы есть такой же, как у меня, дом и что
она так же, как моя мама, стоит у плиты, моет
посуду, стирает, ходит в магазин, иными словами,
живет обыденной человеческой жизнью. Сегодня эти
воспоминания могут показаться смешными, но в них
есть доля горькой и в то же время славной правды.
Я приходил в школу – меня встречала Ольга
Ивановна, я шел завтракать – на стол накрывала
Ольга Ивановна, она же вела все мои уроки,
выгуливала на школьном дворе, кормила обедом,
помогала делать домашнее задание и в шесть
вечера сдавала родителям. Когда я приходил утром
в школу, меня снова встречала Ольга Ивановна.
Ничто не говорило о том, что у моей учительницы
есть личная жизнь.
Учитель с потока, чья зарплата начисляется в
строгом соответствии с разрядом и количеством
нагрузки, буквально привязан к школе невидимой
нитью жизненной необходимости. Он постепенно
привыкает к мысли о том, что не может жить без
школы, без учеников, без педагогического
коллектива. Каждый год в День учителя ему говорят
много торжественных и теплых слов, которые
назойливо подразумевают одно: “Школа – это твое
призвание”. И учитель начинает в это верить,
поскольку это действительно так. Учитель без
призвания, как правило, больше двух-трех лет в
школе не задерживается.
Каковы признаки учительского призвания? В них
нет ничего сверхъестественного, нет ничего
мистического. Человека зовут, и он, оставив свои
личные проблемы, отложив их ненадолго, спешит
помочь, заботясь о другом, принимая чужие
проблемы как свои. Если это происходит часто,
значит, в учителе нуждаются, он нужен и призван
заботиться, оказывать помощь. И уже не важно,
какова учительская нагрузка, сколько времени он
посвящает школе.
Владимир Иванович Даль определяет воспитание
как заботу о человеке до “времени его”, до того
времени, когда человек, окрепнув и встав на ноги,
сможет принимать ответственные решения. Эта
забота и обеспечивает связь между учителем и
учеником, при этом она невидимо существует вне
пространства и времени, она строится на
основании прочных человеческих отношений.
Часто ученикам и их родителям невдомек, какие
сомнения обуревают извечно “рефлектирующее
интеллигентское сознание” учителя. Учительские
разочарования в учениках, утеря смысла
педагогического труда – лишь маленькая толика
тех проблем, которые гнетут учителя, заставляя
искать все новую и новую опору для полноценной
профессиональной деятельности. И вот учитель
берет Книгу книг и читает: “Не называйтесь
учителями”. Эти слова вовсе могут лишить
человека покоя, его начинает мучить совесть за
якобы допущенные в прошлом ошибки... Но школьному
учителю невдомек, что слова Иисуса Христа
обращены не столько к нему, сколько к тем, о ком
сказано: “Они любят приветствия в народных
собраниях, и чтобы люди звали их: “Учитель!
учитель!”
Недавно, в кулуарах Академии образования я
встретил своего институтского преподавателя,
ныне известного педагога-ученого. “Я вам очень
благодарен”, – сказал я и добавил: “А знаете, за
что?” “Конечно, не знаю”, – ответил учитель. Он
не удивился, когда я начал его благодарить за
особое прочтение трудов русского философа
Николая Федорова. Действительно, результаты
педагогического труда у учителя и ученика
разные. Странно было бы требовать от учеников
благодарности за какие-то конкретные наши
педагогические проекты, может, даже жертвы.
Ученики помнят и ценят, к сожалению, то, что
постигли самостоятельно, помимо
целенаправленного воздействия учителя, которое
зачастую служит лишь фоном для подлинных
открытий. Учитель, в чьей практике все чаще и чаще
встречаются подобные ученические возвраты,
может не сомневаться в том, что он – учитель по
призванию.
Но и учительское призвание само по себе бывает
разным, разница заключается в источнике
ответственности учителя. Буквально – перед кем
учитель отвечает за результаты своего труда.
Одно призвание, когда учитель отвечает перед
начальством, методистом или родителем, другое –
когда он ответствен перед ребенком или самим
собой, и третье – когда он ответствен перед
Богом. Каждое из этих призваний предписывает
учителю разные стратегии поведения, помещает в
разные жизненные обстоятельства, и с первого
взгляда эти призвания трудно отличить в
повседневной педагогической деятельности, как
непросто найти существенные отличия в
педагогиках Льва Толстого, Рудольфа Штайнера и
Януша Корчака.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|