Школа без всяких необходимостей
Если позволить себе и детям
непринужденно удаляться от темы урока – мы все
равно к ней вернемся. Но совсем по-другому
Что школа – это одно, а настоящая
жизнь – совсем другое, понимают подавляющее
большинство школьников, наверное, даже
первоклашки последнего призыва. И в самых
престижных, богатых и известных школах чаще
всего учат не тому, что хочется узнать, а тому, что
нужно и положено.
Почему-то мне жаль бывает ребятишек, проходящих
суровую школу, ориентированную только на будущую
жизнь. Чего стоит, например, объявление о школе
моделей, в которую принимают с четырех лет. Или
модные и престижные нынче конвейеры для
производства преуспевающих людей: детский сад –
школа – институт с безжалостным отсевом на
каждом этапе.
А может, при наших реалиях это и правильно –
подчиниться суровой необходимости уже на пороге
детского сада и воспринимать как норму вклад
своего детства под будущие проценты?
Но смириться с этой мыслью я, наверное, не смогу
никогда. Мне, грешным делом, всегда хотелось,
чтобы жизнь продолжалась и в школе. И главные у
нас в классе не ЗУНы, а мы сами, собравшиеся здесь
ребята и взрослые.
До сих пор с удовольствием вспоминаю, как мы
встретились 1 сентября: теплынь, яркие цветы,
лица, впечатления – все еще оттуда, из лета, из
настоящей жизни. А если все еще полны летом, то и
говорить нужно о том, что живо, по-настоящему
интересно.
Тема просто вертится на языке. Чему мы научились
за лето?
– Плавать! Под водой! С открытыми глазами! –
победный, сияющий взгляд. Мы уважительно
замолкаем, признавая весомость сказанного.
– И я плавать, на спине.
– А я – кататься на велосипеде.
– Фотографировать.
– Плавать по-настоящему, кролем.
Итак, хит летнего сезона в нашем классе –
плавание. С удовольствием отмечаю, что я вместе с
народом: рассказываю о том, как научилась прыгать
в воду.
– Рыбкой? – испытующе и чуть ревниво (мальчики).
– Конечно, – я небрежно.
– Подумаешь, прыгать можно и ногами, –
уязвленные девчонки.
Пожалуй, главный... нет, даже единственный предмет
в нашем классе – я сам. И по мере изучения этого
“предмета” как-то потихоньку научаются все и
читать, и писать, и рассказывать, да и вообще
всему, что положено в начальной школе. Только не
на материале учебников, а на собственных текстах,
рассказах, на хороших детских книжках. Они,
кстати, успешно заменяют нам учебники. Чтение
становится более интересным и осмысленным, когда
перед тобой не отрывок, взявшийся неизвестно
откуда, а целая книжка про Винни-Пуха или сборник
сказок Киплинга. Ведь когда с героями и автором
встречаешься много раз подряд, они становятся
твоими приятелями, и, остановившись на самом
интересном месте, можно позволить себе
гурманское удовольствие предугадать, что будет
дальше. А когда рассказ, сказка или стихотворение
прочитаны, мы долго и с удовольствием обсуждаем,
каким показался текст (захватывающим, печальным,
забавным), зачем автор его написал, почему так
поступил герой, как я бы поступил на его месте,
вспоминаем похожие ситуации и переживания из
своей жизни. То есть, читая хорошую литературу, мы
прежде всего познаем себя, а не жанровые
особенности или тонкости техники чтения. Хотя и
их тоже. Но по мере того как они становятся нам
интересны и необходимы.
Из-за этого у меня изредка случаются приступы
угрызений совести. Когда, например, мы из всего
раздела “Устное народное творчество”
выковыряли, как изюм из булки, самые интересные
сказки, а потом вообще легкомысленно увлеклись
“Муми-троллем”.
Поскольку мы часто обсуждаем в классе самые
разные интересные и важные вещи, прежде всего
нужно научиться слушать друг друга. Внимательно,
заинтересованно, не перебивая. И каждое утро
начинается с рассказов о своем настроении.
– Я чувствую себя, как только что связанный
свитер;
– надкушенная мармеладка;
– севшая батарейка;
– спелое яблоко.
(1 класс)
– Глобус, который стоял в чулане, запылился, но
его достали, протерли и принесли в класс;
– начищенная кастрюля;
– Тигра, который попробовал рыбий жир;
– Иванушка-дурачок на пиру, когда к нему подошла
Елена Прекрасная;
– человек, который долго-долго шел по пустыне,
потом – крутой спуск, и вдруг он видит море;
– школьная доска, которая соскучилась,
потускнела за лето, наступило 1 сентября, пришли
ребята и написали на ней “Здравствуйте!” ;
– Винни-Пух, который съел двадцать три горшка
меда.
(2 класс)
Времени на такой разговор уходит, конечно, много,
но на это мне его не жалко. Потому что мои ребята
учатся вслушиваться в себя, понимать свои
проблемы, разрешать их удобным для себя способом,
то есть жить с самим собой в мире и согласии, –
это раз. Привыкают к мысли, что вокруг другие
люди, у каждого из которых мнение, настроение,
точка зрения могут отличаться от твоих, – это
два. А еще я в начале дня знаю, у кого плохое
настроение, неприятности, кто не выспался или
заболевает – для них сегодня щадящий режим; а
кто, наоборот, в слишком боевом или шкодливом
настроении – эту “группу риска” придется
нагрузить побольше и дать выход эмоциям. Не
говоря уж о том, что из такого ежеутреннего
разговора рождаются темы для миниатюрных
сочинений. Происходит это в том случае, когда
рассказ одного из нас о своей радости или
неприятности вызывает целую волну торопливых и
захлебывающихся “А я, когда был маленький,
тоже...”. И самое разумное тут не кричать всем
вместе, потому что все равно ничего не слышно, а
записать свои размышления или воспоминания –
зря, что ли, мы писать учились? Темы получаются
серьезные, не каждый взрослый напишет, например,
“Конфликт”, “Что со мной происходит весной”,
“Что я люблю”, “Чего я боюсь”.
Пальто... Куда мне спрятать его? Ведь оно мое. А! Ну
да! Я засуну его в чулан. А то мама сказала мне
быстро убирать пальто. Ведь скоро весна.
Мышь летучая страшная. Темноты боюсь. Волка
боюсь. И крокодила. И лису. Под машину боюсь
попасть. И в аварию. Лифтов боюсь. Ремня боюсь. С
балкона прыгнуть боюсь. Уколов очень боюсь .
Гадюку боюсь. И докторов.
(Все тексты печатаются с разрешения авторов)
Рассказы эти мы пишем и слушаем с неизменным
вниманием и удовольствием. Иногда составляем из
них книжку, часто я читаю их с согласия авторов на
родительских собраниях. Зачастую родители
бывают слегка ошарашены: не подозревали они, что
их ребенок так всерьез размышляет и чувствует.
Кстати, родители, даже самые любящие, озабочены
прежде всего питанием, здоровьем, безопасностью,
успеваемостью. И только потом они, и то далеко не
все, расспрашивают ребенка о его страхах,
конфликтах, сокровенных желаниях. Многие ребята
поговорить об этих важных вещах могут только в
классе.
И уж конечно, если текст будет включен в
самодельную книжку, он доводится автором до
предельного стилистического и орфографического
совершенства. Так, грамматика и орфография
становятся необходимыми, и понятно, зачем нужно
учить все эти правила.
И все же гложет иногда мысль о том, что они, мои
замечательные ребятишки, будут делать в средней
школе, проведя первые годы без принуждения,
занимаясь тем, что интересно. Может быть,
привыкнуть и подчиниться необходимости легче в
семь лет, чем в десять? Но я уже раз и навсегда
написала на своем педагогическом гербе слова
замечательного Шалвы Амонашвили, услышанные на
его семинаре: “Ребенок не рождается для ЗУНов”.
Елена Куценко
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|