О вреде бессмысленных заданий
Почему Буратино не хотел
учиться?
Помните условие задачи,
которую решал Буратино? “У тебя есть два яблока.
Некто взял у тебя одно яблоко. Сколько осталось?”
Буратино уверенно отвечает: “Два. Я же все равно
не отдам Некто яблоко, хоть он дерись!”
В этой сказочной истории есть намек на ситуацию в
реальной школе, где учитель, как правило, всецело
исходит из формальной логики предмета. А
соответствует она субъективному мировосприятию
ученика или нет – это, как говорится, вопрос
десятый. Он встает только когда учителя начинают
серьезно задумываться о повышении мотивации к
обучению.
На мой взгляд, такой подход ошибочен. Он вытекает
из понимания педагогики как системы
методических находок, то есть поиска способов, с
помощью которых взрослые могут вместить в голову
ребенка собственные знания.
Два мира
На самом деле в педагогике взаимодействуют не
просто два человека, а два разных мира. Это только
кажется, что ребенок пребывает в том же самом
мире, что и взрослый. Они находятся в одном
классе, но живут в разном пространстве и время у
них течет по-разному. Для ребенка эта комната
велика, потолка почти не видно, как гора какая-то!
Вокруг много разных вещей, на которые взрослые не
обращают внимания, а для ребенка это
необыкновенные, таинственные штуки. От одной
стены до другой огромное расстояние, и на этом
пути может встретиться много интересных
приключений. А взрослый сделает всего три шага.
Для нас годы “как птицы летят”. А что такое год
для ребенка? Это масштаб времени, который он даже
не может себе представить.
И вот, находясь в другом мире, учитель хочет
рассказать ученику о множестве разных вещей,
практически не думая о том, что ребенок видит их
совсем иначе.
Из пункта в пункт...
Например, учитель предлагает: давайте будем
решать задачу. Из пункта “А” в пункт “Б” с
такой-то скоростью на такое-то расстояние вышел
поезд. Через какое время поезд придет в пункт
“Б”?
Конечно, третьеклассник Андрей не скажет:
объясните мне, пожалуйста, зачем я должен
узнавать, через какое время поезд из пункта “А”
придет в пункт “Б”? Мне совершенно неинтересен
этот поезд. Тем более что я не знаю, что такое
пункт “Б”.
Ребенку объяснили, что задание надо выполнять,
потому что этого требует учитель, – это школа, и
здесь глупых вопросов не задают. И он послушно
все посчитает. Но, даже согласившись на это,
ребенок все равно будет заниматься
деятельностью, которая навязана ему и потому
неинтересна.
Естественное желание детей: жить в понятном мире
и заниматься деятельностью, смысл которой они
понимают. Взрослые говорят: “Математика тебе в
будущем пригодится”. А для ребенка будущее –
завтра, ну в крайнем случае послезавтра.
И если каждый день на каждом предмете ученику
дают бессмысленные задания, в конце концов у него
возникнет протест: да отстаньте вы все от меня, вы
заставляете меня делать непонятную работу.
Тогда учитель идет в библиотеку, берет книгу
“Приемы мотивации в обучении” и начинает
создавать искусственную мотивацию. Как будто
мотивация – это и есть смысл. А на самом деле
когда существует смысл, мотивация не нужна.
Письма для первого “А”
Поэтому мы стали думать, как разрабатывать такую
программу, в которой учебная деятельность имела
бы ясный и понятный каждому ребенку смысл. Какие
задания предложить вместо абстрактных задач с
поездом, идущим из пункта в пункт?
Можно, конечно, ввести в условия реальные
жизненные обстоятельства. Например, Миша идет из
школы домой столько-то времени с такой-то
скоростью. Но еще лучше сделать так, чтобы хотя бы
один раз к первоклассникам из такого-то места с
такой-то скоростью выехала настоящая машина. Или
пришел настоящий почтальон с настоящей сумкой на
ремне. И, представьте, почтальон достает из сумки
конверты с письмами. “Здравствуйте, это класс
такой-то? Вам письма”. Это же целое событие для
семилетних детей! Большинство из них никогда не
получали писем. Некоторые не знают даже, как
открыть конверт. Но, естественно, им хочется
посмотреть, что там внутри. По случаю учителю
тоже приходит письмо, и он показывает, как можно
по крайней мере двумя способами открыть конверт.
Дети достают какие-то письма, и им становится еще
интереснее: а что там написано? Некоторые буквы
они знают, а некоторые нет. И дети бегут к учителю:
“Николай Николаевич, помогите”. “Учитель
говорит: “Не могу”. – “Как? Почему?!” – “Чужие
письма читать нехорошо. Письмо адресовано не мне,
а вам. Но если вы покажете мне, какая буква вам
непонятна, или спросите, как читается слово, я
подскажу”. И теперь учителю не надо по сто раз
говорить ребенку, что это буква “б”, запомни и
выучи наизусть. Дети сами требуют от учителя: дай
знаний!
Математика у нас началась с подготовки к полету
на Луну. Учитель и дети построили ракету из
стульев и столов. Надо лететь, но наш космический
корабль не летит. Чтобы отправиться в полет,
нужна настоящая ракета. С чего начнем ее строить?
Дети предлагают: давайте нарисуем проект. Хорошо,
но надо так его нарисовать, чтобы в ракете всем
хватило места и горючее не кончилось, пока
долетим до Луны. Значит, необходимо научиться все
это считать...
И так всегда, на любом уроке можно создать
учебную ситуацию, в которой учитель не разрушал
бы детский мир, а помогал ребенку его
достраивать.
Николай ВЕРЕСОВ
University of Oulun (Финляндия)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|