Власть на пустяки не
отвлекается?
Похоже, наше недоверие к
реформе никто рассеивать не будет. Слишком много
чести!
Кому что интересно?
Масштаб событий – вот на чем можно изучать
теорию относительности и заодно педагогику.
Когда учительница домой приходит после школы – о
чем она рассказывает домашним?
О своих учениках, конечно. О том, как в пятом
классе подрались мальчики, а в десятом,
представляете, девочки принесли в школу один из
этих ужасных журналов и рассматривали прямо на
уроке.
А еще о том, как не хватает мела и вообще
оборудования.
А директор школы счастлив, что ему наконец-то
подписали в комитете по образованию штатное
расписание или утвердили деление класса на
уроках по английскому на две группы.
А сколько мелких радостей или событий!
И огорчений. Московская учительница прочитала в
газете, что в новом учебном плане, в так
называемом федеральном компоненте, нет ни
литературы, ни вообще какого-либо искусства. И
бросилась звонить всем, кто, по ее мнению, имеет
хоть какое-то влияние.
Об этих исчезнувших часах по литературе и
искусству уже знают в редакциях центральных
газет, в администрации президента, уже видные
деятели литературы и искусства подписывают
письма с протестом, и я не удивлюсь, если на
вторничной встрече Путина и Солженицына
писатель указал тезке Маяковского и Набокова на
это происшествие.
Но как отреагируют большие люди на наши горести?
Ведь в это время... А в это время в стране и в мире
такое происходит! Речь даже не о Чечне, не о войне,
а просто – Олимпиада в Австралии, Гусинский
подписал бумагу «свобода в обмен на НТВ», бензин
подорожал до немыслимых цен, в поселке
Лазаревском какие-то сумасшедшие захватили
заложников, каждый день кого-то убивают прямо на
улице...
Но для учителя это все так далеко и так
невероятно по сравнению с тем, что происходит с
учениками.
Со мной тоже так. На арене образовательной
политики столько происходит! 16 сентября было
большое педагогическое событие в Нижнем
Новгороде, туда отправился министр В.Филиппов, и
вместе с С.Кириенко, с Б.Немцовым и всем
руководством они ездили по школам, участвовали в
презентации интернетовского проекта. В.Филиппов
хвалил С.Кириенко и предлагал ему стать
председателем попечительского совета
Приволжского округа. Я, кстати говоря, очень
надеюсь, что Сергей Владиленович этого не
сделает, потому что это делает бессмысленной
саму идею попечительства на местах: попечитель
должен вести от имени школы диалог с властью, а
разве представитель президента будет вести
диалог сам с собой?
А во вторник, 19-го, состоялись парламентские
слушания по законопроекту о конституционных
гарантиях на образование – тоже важное событие.
На них выступил будущий юбиляр Александр
Тубельский (ему 2 октября – 60 лет, вот это
событие!), и выступил блестяще!
А еще депутаты от правых и «Отечества»
предъявили правительству почти ультиматум: они
поддержат проект бюджета на 2001 год, если
правительство добавит в бюджет около 30 млрд
рублей, из которых 5–6 млрд пойдет на образование.
В Думу специально приехал министр финансов
А.Кудрин, сидели долго и убеждали друг друга, но
пока правительство не хочет добавлять в доходную
часть вообще ни копейки. Так что судьба этой идеи,
как и вообще закона о бюджете на 2001 год, – весьма
туманна.
Кстати, важный для нас вопрос: а как деньги из
федерального бюджета могут попасть в школу?
Пока все-таки школьные деньги – в трансферте,
ведь идея о целевых субвенциях еще не
материализовалась. И если что-то добавлять для
школы, то, как ни странно, нет никакой возможности
это «что-то» в школу переправить из центра. А
строчки «бюджет развития», как это предусмотрено
программой модернизации образования, в проекте
федерального бюджета на 2001 год нет. Это, с нашей
точки зрения, довольно ощутимое поражение
реформы на начальном этапе. В связи с этой
неприятностью был срочно создан общественный
совет по развитию образования, а точнее, по
спасению программы модернизации, но во главе
совета оказался почему-то неизвестный деятель
образования Андрей Кокошин. Да и сам статус этого
совета пока неясен, и вообще его создание сильно
смахивает на весьма поверхностную и поспешную
PR-акцию, когда вместо системного решения
начинаются суета, шумиха и солидные люди
невольно попадают в смешное положение. Они-то
думают, что их позвали советоваться, а их позвали
озвучивать чужие слова и лоббировать в Думе то,
чего не удалось пробить в правительстве, –
бюджет развития образования.
Словно ласточки – к дождю, это – приметы того,
что никакого реформирования на самом деле не
будет.
Словом, на арене образовательной политики такие
события, а меня, если честно, всю неделю волнует
один телефонный звонок из Якутии от читательницы
и одновременно ученицы-выпускницы «Эврики».
Объясняю, объясняю,
а они – никак...
Газету нашу им почему-то приносят один раз в
неделю – не только в Якутии, во многих местах.
Копят, что ли, не знаю. А бывает, устает наш
уважаемый читатель так, что просто сил нет читать
– откладывает на потом, на субботу или
воскресенье. Вот и читает несколько номеров
сразу.
И вот в воскресенье – звонок.
– Прочла сразу несколько ваших передовиц – что
случилось?
– Ничего не случилось, все в порядке, а почему вы
спрашиваете?
– Очень тревожный тон ваших публикаций, как
будто что-то не так. Что вы от нас скрываете?
– В самом деле, что такое?
– Да как же, кажется, что все движется в обратную
сторону – не к свободе, а обратно, в семидесятые
годы катимся, так?
– Да ведь я ни разу так не писал...
– Да вы поймите, все же сходится: раньше денег не
было – хоть свобода была, а теперь единый
стандарт, единый экзамен и единая инспекция на
всех. И потому, когда вы на второй полосе
публикуете материал под шапкой «Преодолеет ли
реформа недоверие», то я вам ответственно
заявляю: не преодолеет! Потому что на местах идет
сворачивание образовательной свободы!
А в это время нашу публикацию про недоверие и его
преодоление заметили и в высших сферах, оттуда
тоже позвонили и начали возмущаться:
– Ну откуда вы взяли, что мы будем все зажимать и
выставлять на продажу, как будто мы враги
какие-то. Ну мы же сто раз объясняли и повторяли:
никакой коммерциализации не будет. Ну сколько
раз надо повторять, чтобы вы поняли?
Где-то я это уже слышал, вот ровно такие же слова:
«Я вам сто раз повторяю, а вы не понимаете». Где же
я это слышал?
А, вспомнил. Недавно мы были на записи одной
телепередачи, и я позволил себе высказать точку
зрения, что граждане боятся 12-летки, а поскольку
Министерство образования связывает реформу с
12-леткой, то граждане боятся реформы и не верят
ей. На что министр В.Филиппов искренне и
удивленно ответил, что он уже много раз объяснял,
что эти вещи не связаны и, видно, его кто-то плохо
понимает – из несмышленых. На что я выдвинул
предположение, что таких несмышленых – 150 млн
человек, поскольку никто не понимает тонкой
разницы между реформой и 12-леткой. И тут же
получил серьезное замечание от первого
заместителя министра, что нельзя говорить от
имени 150 млн граждан. Скорее всего справедливое
замечание от старшего по званию.
И вот когда представитель Министерства
образования раздраженно выговаривал нашему
редактору, что они уже сто раз повторяли, что
хотят сделать как лучше, а несмышленые слушатели
никак не могут взять это в толк, я вспомнил, что
уже не раз слышал эту формулу. И вдруг понял, что
теперь это такая педагогическая идеология у нас:
раз учитель сказал, а ребенок не понял, значит,
ребенок виноват.
И учитель совершенно справедливо начинает
сердиться, даже обижается на ученика и каждый раз
искренне удивляется:
– Ну я же вам объяснил, что же вы такие
несмышленые? Как вам еще объяснять?
Вообще я уверен в том, что дети слышат то, что на
самом деле произносится, а не то, что я хочу
сказать. И дети не верят или не понимают не
потому, что слова неправильные, а потому, что
контекст, в котором эти слова произносятся,
мешает понимать или доверять. Поэтому слова-то
оказываются и несущественными.
Людям говорят, что школа будет другой – не
тюрьмой и не казармой, и в ней даже шестилеткам
будет хорошо. И сердятся, что люди не верят. А как
же верить, если главным человеком становится
инспектор, а вместо повышения зарплаты
повышается уровень контроля и требований.
Как же поверить, если чуть-чуть поднявшееся
многообразие под корень вырубят едиными (они
даже не слышат семантику слова «единый» – единый
экзамен, единый базисный учебный план, а дальше
что – православие, самодержавие, народность?)
тестами.
...Я понял, чем так огорчена учительница из Якутии.
И что она прочитала между строк в наших
передовицах и в материалах школьного отдела.
Мы как раз оказались теми детьми, которые явно
мешают серьезным людям решать их важную и
интересную задачу. Наши ощущения – газеты и
читателя – совпали.
Мы им неинтересны.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|