Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Власть на пустяки не отвлекается?

Похоже, наше недоверие к реформе никто рассеивать не будет. Слишком много чести!

Кому что интересно?

Масштаб событий – вот на чем можно изучать теорию относительности и заодно педагогику.
Когда учительница домой приходит после школы – о чем она рассказывает домашним?
О своих учениках, конечно. О том, как в пятом классе подрались мальчики, а в десятом, представляете, девочки принесли в школу один из этих ужасных журналов и рассматривали прямо на уроке.
А еще о том, как не хватает мела и вообще оборудования.
А директор школы счастлив, что ему наконец-то подписали в комитете по образованию штатное расписание или утвердили деление класса на уроках по английскому на две группы.
А сколько мелких радостей или событий!
И огорчений. Московская учительница прочитала в газете, что в новом учебном плане, в так называемом федеральном компоненте, нет ни литературы, ни вообще какого-либо искусства. И бросилась звонить всем, кто, по ее мнению, имеет хоть какое-то влияние.
Об этих исчезнувших часах по литературе и искусству уже знают в редакциях центральных газет, в администрации президента, уже видные деятели литературы и искусства подписывают письма с протестом, и я не удивлюсь, если на вторничной встрече Путина и Солженицына писатель указал тезке Маяковского и Набокова на это происшествие.
Но как отреагируют большие люди на наши горести?
Ведь в это время... А в это время в стране и в мире такое происходит! Речь даже не о Чечне, не о войне, а просто – Олимпиада в Австралии, Гусинский подписал бумагу «свобода в обмен на НТВ», бензин подорожал до немыслимых цен, в поселке Лазаревском какие-то сумасшедшие захватили заложников, каждый день кого-то убивают прямо на улице...
Но для учителя это все так далеко и так невероятно по сравнению с тем, что происходит с учениками.
Со мной тоже так. На арене образовательной политики столько происходит! 16 сентября было большое педагогическое событие в Нижнем Новгороде, туда отправился министр В.Филиппов, и вместе с С.Кириенко, с Б.Немцовым и всем руководством они ездили по школам, участвовали в презентации интернетовского проекта. В.Филиппов хвалил С.Кириенко и предлагал ему стать председателем попечительского совета Приволжского округа. Я, кстати говоря, очень надеюсь, что Сергей Владиленович этого не сделает, потому что это делает бессмысленной саму идею попечительства на местах: попечитель должен вести от имени школы диалог с властью, а разве представитель президента будет вести диалог сам с собой?
А во вторник, 19-го, состоялись парламентские слушания по законопроекту о конституционных гарантиях на образование – тоже важное событие.
На них выступил будущий юбиляр Александр Тубельский (ему 2 октября – 60 лет, вот это событие!), и выступил блестяще!
А еще депутаты от правых и «Отечества» предъявили правительству почти ультиматум: они поддержат проект бюджета на 2001 год, если правительство добавит в бюджет около 30 млрд рублей, из которых 5–6 млрд пойдет на образование.
В Думу специально приехал министр финансов А.Кудрин, сидели долго и убеждали друг друга, но пока правительство не хочет добавлять в доходную часть вообще ни копейки. Так что судьба этой идеи, как и вообще закона о бюджете на 2001 год, – весьма туманна.
Кстати, важный для нас вопрос: а как деньги из федерального бюджета могут попасть в школу?
Пока все-таки школьные деньги – в трансферте, ведь идея о целевых субвенциях еще не материализовалась. И если что-то добавлять для школы, то, как ни странно, нет никакой возможности это «что-то» в школу переправить из центра. А строчки «бюджет развития», как это предусмотрено программой модернизации образования, в проекте федерального бюджета на 2001 год нет. Это, с нашей точки зрения, довольно ощутимое поражение реформы на начальном этапе. В связи с этой неприятностью был срочно создан общественный совет по развитию образования, а точнее, по спасению программы модернизации, но во главе совета оказался почему-то неизвестный деятель образования Андрей Кокошин. Да и сам статус этого совета пока неясен, и вообще его создание сильно смахивает на весьма поверхностную и поспешную PR-акцию, когда вместо системного решения начинаются суета, шумиха и солидные люди невольно попадают в смешное положение. Они-то думают, что их позвали советоваться, а их позвали озвучивать чужие слова и лоббировать в Думе то, чего не удалось пробить в правительстве, – бюджет развития образования.
Словно ласточки – к дождю, это – приметы того, что никакого реформирования на самом деле не будет.
Словом, на арене образовательной политики такие события, а меня, если честно, всю неделю волнует один телефонный звонок из Якутии от читательницы и одновременно ученицы-выпускницы «Эврики».
Объясняю, объясняю,
а они – никак...
Газету нашу им почему-то приносят один раз в неделю – не только в Якутии, во многих местах. Копят, что ли, не знаю. А бывает, устает наш уважаемый читатель так, что просто сил нет читать – откладывает на потом, на субботу или воскресенье. Вот и читает несколько номеров сразу.
И вот в воскресенье – звонок.
– Прочла сразу несколько ваших передовиц – что случилось?
– Ничего не случилось, все в порядке, а почему вы спрашиваете?
– Очень тревожный тон ваших публикаций, как будто что-то не так. Что вы от нас скрываете?
– В самом деле, что такое?
– Да как же, кажется, что все движется в обратную сторону – не к свободе, а обратно, в семидесятые годы катимся, так?
– Да ведь я ни разу так не писал...
– Да вы поймите, все же сходится: раньше денег не было – хоть свобода была, а теперь единый стандарт, единый экзамен и единая инспекция на всех. И потому, когда вы на второй полосе публикуете материал под шапкой «Преодолеет ли реформа недоверие», то я вам ответственно заявляю: не преодолеет! Потому что на местах идет сворачивание образовательной свободы!
А в это время нашу публикацию про недоверие и его преодоление заметили и в высших сферах, оттуда тоже позвонили и начали возмущаться:
– Ну откуда вы взяли, что мы будем все зажимать и выставлять на продажу, как будто мы враги какие-то. Ну мы же сто раз объясняли и повторяли: никакой коммерциализации не будет. Ну сколько раз надо повторять, чтобы вы поняли?
Где-то я это уже слышал, вот ровно такие же слова: «Я вам сто раз повторяю, а вы не понимаете». Где же я это слышал?
А, вспомнил. Недавно мы были на записи одной телепередачи, и я позволил себе высказать точку зрения, что граждане боятся 12-летки, а поскольку Министерство образования связывает реформу с 12-леткой, то граждане боятся реформы и не верят ей. На что министр В.Филиппов искренне и удивленно ответил, что он уже много раз объяснял, что эти вещи не связаны и, видно, его кто-то плохо понимает – из несмышленых. На что я выдвинул предположение, что таких несмышленых – 150 млн человек, поскольку никто не понимает тонкой разницы между реформой и 12-леткой. И тут же получил серьезное замечание от первого заместителя министра, что нельзя говорить от имени 150 млн граждан. Скорее всего справедливое замечание от старшего по званию.
И вот когда представитель Министерства образования раздраженно выговаривал нашему редактору, что они уже сто раз повторяли, что хотят сделать как лучше, а несмышленые слушатели никак не могут взять это в толк, я вспомнил, что уже не раз слышал эту формулу. И вдруг понял, что теперь это такая педагогическая идеология у нас: раз учитель сказал, а ребенок не понял, значит, ребенок виноват.
И учитель совершенно справедливо начинает сердиться, даже обижается на ученика и каждый раз искренне удивляется:
– Ну я же вам объяснил, что же вы такие несмышленые? Как вам еще объяснять?
Вообще я уверен в том, что дети слышат то, что на самом деле произносится, а не то, что я хочу сказать. И дети не верят или не понимают не потому, что слова неправильные, а потому, что контекст, в котором эти слова произносятся, мешает понимать или доверять. Поэтому слова-то оказываются и несущественными.
Людям говорят, что школа будет другой – не тюрьмой и не казармой, и в ней даже шестилеткам будет хорошо. И сердятся, что люди не верят. А как же верить, если главным человеком становится инспектор, а вместо повышения зарплаты повышается уровень контроля и требований.
Как же поверить, если чуть-чуть поднявшееся многообразие под корень вырубят едиными (они даже не слышат семантику слова «единый» – единый экзамен, единый базисный учебный план, а дальше что – православие, самодержавие, народность?) тестами.
...Я понял, чем так огорчена учительница из Якутии. И что она прочитала между строк в наших передовицах и в материалах школьного отдела.
Мы как раз оказались теми детьми, которые явно мешают серьезным людям решать их важную и интересную задачу. Наши ощущения – газеты и читателя – совпали.
Мы им неинтересны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru