Америке срочно требуются люди с
желанием и умением учить детей
Узнав про то, что в нашей газете будет
выходить вкладка “Школа для учителя”, Василий
Кольченко прислал нам из Нью-Йорка этот текст.
Оказывается, в США вырос социальный спрос на
грамотных и академически образованных
выпускников школ. Но кто же будет их учить?..
Чего только не делают сегодня в Америке,
чтобы привлечь в свои школы лучших учителей! В
Сан-Франциско, где очень дорого жилье, педагогам
предлагают построить дома со сниженной
квартплатой. В Нью-Йорке дают денежную надбавку
тому, кто согласится пойти работать в одну из
“трудных” школ. Во многих штатах учителям
обещают оплатить переезд, предоставить льготный
кредит на постройку дома, выдать единовременный
бонус в несколько тысяч долларов.
Приманки разные, а суть одна. Срочно требуются
люди с умением и желанием учить детей. Никогда
еще в американских школах не было столько
учеников. И никогда еще здесь не было такого
строгого спроса со школы, таких жестких
требований и завышенных ожиданий.
Демографическая волна совпала с общественным
движением за повышение академических
стандартов. Увеличение числа учеников – с
обещаниями снизить наполняемость классов. Где
взять учителей? С этого года в школы приглашают
людей, которые хотели бы сделать педагогику
своей второй профессией. Среди них оказались
архитектор, биржевой брокер, пожарник,
полицейский.
Однако мало привлечь людей. Следующий вопрос еще
более трудный: кто научит учителя? Не секрет, что
почти каждый в этой профессии в какой-то степени
самоучка. Не все выдерживают испытание первых
дней в классе. Среди выпускников нью-йоркских
педвузов в школах штата остаются работать меньше
половины.
Ну а тот, кто все же выдержал, не сбежал,
приспособился? Умеет ли он действительно научить
класс или просто нашел способ переждать время
урока, занять учеников, чтобы те не бузили и не
бунтовали? Бывая в школах и беседуя с учителями, я
слышу все ту же жалобу-стон: мы их учим-учим, а
научить как следует не можем. Конечно, есть
исключения, но они словно подтверждают правило.
Раньше в Америке на это не обращали особого
внимания, а теперь появился, что называется,
социальный заказ. От школ требуют предъявить
ученические знания и умения. Низкие результаты
тестов могут вызвать не просто недовольство
начальства, но и нашествие проверяющих, смену
администрации, даже расформирование школы.
Сегодня на эти цифры смотрят не только школьные
бюрократы, но и политики. Республиканский
кандидат в президенты Джордж Буш утверждает, что
его образовательная программа в штате Техас, где
он был губернатором, помогла улучшить учебные
результаты в школах штата. Это важный козырь в
его предвыборной кампании.
Американские избиратели ставят образование на
одно из первых мест в списке беспокоящих их
проблем. Покупая дом, жители американских
городов и пригородов спрашивают о местных школах
чуть ли не в первую очередь. Их уровень влияет на
цену жилья, и снижение результатов школьных
тестов в округе может вызвать падение цен на
недвижимость.
Одним словом, социальный заказ на хорошую школу
растет на глазах, а там, где есть спрос, должно
появиться и предложение. Пока что под огнем
критики оказались педвузы. Многие их выпускники
не могут сдать экзамены на учительскую лицензию.
Я сдал такой экзамен практически без подготовки.
В нем были несложные вопросы по английскому,
математике и педагогике. Трудно было поверить,
что для некоторых педагогов он может оказаться
непреодолимым препятствием.
Теперь американские педвузы стали строже
отбирать и лучше готовить своих студентов. Если
их выпускники получат слишком много двоек, то
педвуз потеряет право давать педагогический
диплом.
Конечно, общая культура и знание предмета –
фундамент учительской профессии. И все же умение
преподавать – особое искусство. Наивно думать,
что муштровка учителей, их запугивание или
льготы в виде выгодных кредитов приведут к
радикальным улучшениям в школьном деле.
Большинство учителей всей душой хотели бы
добиться учебного успеха в классе – но не всегда
могут, не всегда умеют. В вузе их надо больше
учить отношениям с детьми и методике, начиная
непрерывную практику в школе с первого курса.
Тот, кто сумеет научить учителей, будет известен
и знаменит, войдет в историю педагогики. Так были
известны Коменский, Песталоцци. Проблема в том,
что педагоги разных стран и времен упорно
изобретают педагогический велосипед, давно
изобретенный и забытый в пыли библиотек и
архивов.
Педагогика сотрудничества, возникшая в
оппозиции к официальной советской педагогике
конца двадцатого века, содержит в себе не только
основные идеи, но и конкретные методы, ведущие к
учебному успеху. Их можно найти в книгах
Соловейчика, Шаталова, Лысенковой и других
педагогов-новаторов.
Похоже, вскоре наступит черед педагогического
новаторства в США. Возможно, что американские
Шаталовы уже ведут свои первые эксперименты в
школах Нью-Йорка и Сан-Франциско.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|