Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Начнем с вопросов!

Когда мы придумывали эту вкладку, только одно не вызывало сомнений: разговор на ее страницах должен идти в режиме диалога. Поэтому мы начали с вопросов, касающихся самых разных сторон педагогического образования. Мы спросили педагогов:
чему, по их мнению, надо учить учителей; почему так неохотно идут в школу выпускники педагогических вузов; что думают учителя о проблемах педагогического образования.
Если вы хотите поддержать этот диалог, пожалуйста, высказывайте свою точку зрения.

Ольга Милославовна Леонтьева, кандидат педагогических наук, учитель

Наша профессия самая потрясающая. Ведь она позволяет заниматься собственным разносторонним образованием всю жизнь и еще за это получать небольшие деньги. Ну правда, подумайте сами: дети приходят разные. У каждого свои проблемы. Для того, чтобы хоть как-то им помочь, приходится изучать психологию и социологию. Становиться практикующим психотерапевтом или врачом. Каждый ребенок задает вопросы, которые до него никто не задавал. Это заставляет учителя еще и еще раз что-то искать, что-то перечитывать. А значит – познавать мир. А сколько юмора требует наша профессия, сколько терпения! Эти качества позволяют не стареть душой, оставаться немного тинейджером всю жизнь.
А чему нужно учить учителей? Счастью – вот ответ. Правда, учителя, проработавшего в школе несколько лет, этому уже не научишь: он либо уже счастлив, либо нет. А вот для будущих учителей я бы ввела такой обязательный курс: “Как быть счастливым в школе”. И сдать его можно было бы только на “отлично”, иначе никакого диплома. Ведь ни для кого не секрет, что только счастливый человек может принять детскую беззаботность, веселость, подвижность как должное, не обидеться и не разозлиться, не унизить и не оскорбить. Значит, только счастливый человек может быть учителем. Будьте счастливы!

Сергей Данилович Поляков, доктор педагогических наук, профессор Ульяновского педагогического университета

Любой человек, когда не пытается развиваться, не движется, он даже не на месте стоит, а деградирует. Чтобы учитель был на уровне, ему надо изменяться в пространстве образования, в пространстве культуры и жизни. Другое дело – как. Есть два пути. С самообразованием все понятно. Сложнее с обучением учителей. Любая, самая замечательная организация, обучающая учителей, находится внутри противоречия. С одной стороны, каждому конкретному человеку нужно что-то, что соответствует его профессиональным и личным потребностям. Но с другой – любая программа, даже самая инновационная, содержит нечто общее. И как разрешить, чтобы было и это общее, и в то же время индивидуально необходимое, – в этом главный вопрос. Кто его пытается решить, тот успешен. У кого не получается – все превращается в занудное, мало кому полезное обучение.

Александр Александрович Галицких, директор Вятской гуманитарной гимназии

Что есть в современных первокурсниках педагогических вузов? Чаще всего ориентированность на приобретение гуманитарных знаний. Над осмыслением своего профессионального выбора первокурсник задумывается крайне редко.
Причин снисходительного неприятия много: и непрестижность учительского дела, и ориентация педагогических вузов на научное творчество, и высокомерное отношение академической науки к педагогике, и разрыв между требованиями к выпускникам и характером обучения в вузе. Обновление высшего педагогического образования идет разными путями, но всех объединяет понимание, что нужно ориентироваться не на профессию в человеке, а на человека в профессии. Потому что в новом веке обществом, родителями, детьми будет востребован учитель с новым педагогическим мышлением, способный обращать лицо к другому, видеть в нем цель, а не средство, понимающий своих учеников, вступающий с ними в открытый диалог, рефлексирующий, размышляющий о своей педагогической деятельности.
Наши студенты – студенты Вятского педагогического университета – считают, что встреча с настоящим учителем может иметь определяющее значение в становлении ребенка, в выборе профессии. Именно эти наблюдения и заставили коллектив педагогов лаборатории по дидактике средней и высшей школы при ВГПУ искать способы активизации личностного взаимодействия, сотворчества педагогов и студентов, чтобы приблизить “эпоху понимания, для которой главным и характерным будет со-действие, со-чувствие, со-мышление, со-знание, со-единение, со-мнение...” (В.П.Зинченко).
И если пришло понимание, что подготовка учителя – это процесс штучный, личностный, творческий, то и осуществлять его нужно индивидуально, предоставляя студенту как можно больше самостоятельности, ответственности, погружая его в жизнь школы, чтобы сформировать современный стиль педагогического мышления, увидеть проблемы в своей деятельности и захотеть их решать научным путем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru