Колонка редактора
Придя работать в школу сразу после
института, я точно знала, что тут должен
происходить образовательный процесс. Хотя что
там, собственно, образуется или кто? – таких
вопросов себе не задавала. А еще по наивности
думала, что образование в школе – это только для
детей. Я свое уже отмучилась и теперь буду лишь
мудро руководить процессом.
Как же я ошибалась. Несколько поколений моих
выпускников постепенно выбили из меня всю
самоуверенность. Теперь я знаю: каждый из нас
приходит в школу, чтобы из меня сегодняшнего
образовался я завтрашний. А хороший учитель
занимается собственным образованием по крайней
мере не меньше своих учеников.
Вы посмотрите на учителей на семинарах известных
педагогов или в институтах повышения
квалификации. Приехавшие из дальней дали уже
немолодые женщины выспрашивают, пытаются
докопаться до самой сути, старательно
конспектируют и так всерьез выполняют задания,
что диву даешься. И новые учебники в методическом
центре закупают на всю свою школу. И везут эту
неподъемную тяжесть сначала до вокзала, а потом
через всю Россию.
И зачем это учителям нужно? Ради карьеры? Но в
профессии педагога карьера невозможна. И почему
такие люди чаще всего оказываются учителями?
Профессия воспитывает? Или только они
по-настоящему держат уровень учительского
мастерства?
Для вас, коллеги, для тех, кто хочет и продолжает
учиться, мы задумали и выпускаем сегодня в первый
раз эту вкладку. Именно затем, чтобы можно было
прочитать конспект семинара, поехать на который
нет возможности. А среди учительских вопросов к
автору семинара, может быть, будет и тот, который
задали бы вы сами. Еще здесь будут собраны
конспекты лекций, книг, бесед хороших педагогов
или просто умных, интересных людей, размышляющих
о педагогике. Многие из таких текстов были
прочитаны еще в институте, но тогда было
непонятно, что с ними делать, кроме как
законспектировать, чтобы сдать зачет. Но
поработав в школе, я почувствовала, что многое
мне необходимо перечитать теперь уже для того,
чтобы ответить не на вопросы экзаменатора, а на
свои собственные. Однако выбраться в библиотеку
при вечной учительской занятости удается очень
редко.
Вообще эта непрерывная карусель уроков,
тетрадей, четвертных оценок и контрольных
затягивает. Кажется, нет сил остановиться,
разгрести эту слежавшуюся кучу проблем, вопросов
и мелких неприятностей. Но в одиночку справиться
очень трудно. А если участвовать в обсуждении
схожих проблем на страницах нашей газеты,
прочитав мнение коллег и специалистов?
Из идеи такого заочного учительского клуба и
возникла вкладка, которую вы сейчас читаете.
Ее предшественница – страница с тем же названием
– выходила у нас дважды в конце прошлого
учебного года. Мы писали об этапах мастерства
учителя, о том, как использовали возможности
профессионального роста педагоги, о новых или
пока не очень известных методах работы в школе.
Судя по письмам, вам это показалось интересным.
Поэтому мы решили выходить в четырехстраничном
формате раз в месяц. По мнению коллег-учителей,
хорошо было бы узнавать о новых методиках – как
наших, так и зарубежных, но не узкопредметных, а
универсальных, предполагающих отношения
сотрудничества между ребятами и взрослыми. А еще
вы сможете прочитать обзор последних
педагогических новостей, узнать о новых идеях в
педагогике и о тех, кто их воплощает со своими
учениками и коллегами. Из собственного горького
опыта могу сказать, что учителю катастрофически
не хватает знаний по психологии – и в общении с
ребятами, и по отношению к себе. Значит, нужно
будет создать нечто вроде психологической
службы.
Особенно нужен бывает совет, когда принимаешься
за что-то новое: взялся за работу тьютора, но
никто в школе толком не знает, что это такое;
собственные методики и опыт тянут уже на
авторскую программу, но страшно даже подумать о
ее оформлении во всех инстанциях. Мы попросим
людей, имеющих опыт такой работы, рассказать о
нем.
Надеемся, круг мнений и тем будет расширяться с
каждым вашим письмом. Мы открыты для идей,
вопросов и предложений в области
педагогического образования. Пишите. Встретимся
через месяц.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|