Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Придя работать в школу сразу после института, я точно знала, что тут должен происходить образовательный процесс. Хотя что там, собственно, образуется или кто? – таких вопросов себе не задавала. А еще по наивности думала, что образование в школе – это только для детей. Я свое уже отмучилась и теперь буду лишь мудро руководить процессом.
Как же я ошибалась. Несколько поколений моих выпускников постепенно выбили из меня всю самоуверенность. Теперь я знаю: каждый из нас приходит в школу, чтобы из меня сегодняшнего образовался я завтрашний. А хороший учитель занимается собственным образованием по крайней мере не меньше своих учеников.
Вы посмотрите на учителей на семинарах известных педагогов или в институтах повышения квалификации. Приехавшие из дальней дали уже немолодые женщины выспрашивают, пытаются докопаться до самой сути, старательно конспектируют и так всерьез выполняют задания, что диву даешься. И новые учебники в методическом центре закупают на всю свою школу. И везут эту неподъемную тяжесть сначала до вокзала, а потом через всю Россию.
И зачем это учителям нужно? Ради карьеры? Но в профессии педагога карьера невозможна. И почему такие люди чаще всего оказываются учителями? Профессия воспитывает? Или только они по-настоящему держат уровень учительского мастерства?
Для вас, коллеги, для тех, кто хочет и продолжает учиться, мы задумали и выпускаем сегодня в первый раз эту вкладку. Именно затем, чтобы можно было прочитать конспект семинара, поехать на который нет возможности. А среди учительских вопросов к автору семинара, может быть, будет и тот, который задали бы вы сами. Еще здесь будут собраны конспекты лекций, книг, бесед хороших педагогов или просто умных, интересных людей, размышляющих о педагогике. Многие из таких текстов были прочитаны еще в институте, но тогда было непонятно, что с ними делать, кроме как законспектировать, чтобы сдать зачет. Но поработав в школе, я почувствовала, что многое мне необходимо перечитать теперь уже для того, чтобы ответить не на вопросы экзаменатора, а на свои собственные. Однако выбраться в библиотеку при вечной учительской занятости удается очень редко.
Вообще эта непрерывная карусель уроков, тетрадей, четвертных оценок и контрольных затягивает. Кажется, нет сил остановиться, разгрести эту слежавшуюся кучу проблем, вопросов и мелких неприятностей. Но в одиночку справиться очень трудно. А если участвовать в обсуждении схожих проблем на страницах нашей газеты, прочитав мнение коллег и специалистов?
Из идеи такого заочного учительского клуба и возникла вкладка, которую вы сейчас читаете.
Ее предшественница – страница с тем же названием – выходила у нас дважды в конце прошлого учебного года. Мы писали об этапах мастерства учителя, о том, как использовали возможности профессионального роста педагоги, о новых или пока не очень известных методах работы в школе. Судя по письмам, вам это показалось интересным.
Поэтому мы решили выходить в четырехстраничном формате раз в месяц. По мнению коллег-учителей, хорошо было бы узнавать о новых методиках – как наших, так и зарубежных, но не узкопредметных, а универсальных, предполагающих отношения сотрудничества между ребятами и взрослыми. А еще вы сможете прочитать обзор последних педагогических новостей, узнать о новых идеях в педагогике и о тех, кто их воплощает со своими учениками и коллегами. Из собственного горького опыта могу сказать, что учителю катастрофически не хватает знаний по психологии – и в общении с ребятами, и по отношению к себе. Значит, нужно будет создать нечто вроде психологической службы.
Особенно нужен бывает совет, когда принимаешься за что-то новое: взялся за работу тьютора, но никто в школе толком не знает, что это такое; собственные методики и опыт тянут уже на авторскую программу, но страшно даже подумать о ее оформлении во всех инстанциях. Мы попросим людей, имеющих опыт такой работы, рассказать о нем.
Надеемся, круг мнений и тем будет расширяться с каждым вашим письмом. Мы открыты для идей, вопросов и предложений в области педагогического образования. Пишите. Встретимся через месяц.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru