Знаем ли мы, сколько стоит
образование?
Нет. Потому что называть реальную цену
образовательных услуг невыгодно никому. Кроме
самой школы...
Если считать, что образование стоит столько,
сколько на него тратят, школа так и останется в
нищете
Сколько стоит школа?
Наверное, единственное, что еще не продавалось в
новейшей русской истории, – это школа.
Действительно, вы же ни разу не видели рекламы
или объявления: «Продается школа, обращаться по
телефону…». Или наоборот: «Куплю школу в хорошем
состоянии, кадетский корпус не предлагать».
Школьного рынка нет. Хотя нельзя сказать, что все
образование у нас государственное или
муниципальное. Есть и частное.
А вот образовательного рынка нет.
И во многом это связано с тем, что не существует
бюджета школы.
Идея финансового норматива существует в
советском и российском образовании уже лет
пятнадцать. С конца восьмидесятых годов Евгений
Сабуров, известный экономист и одно время
заместитель министра образования (Э.Днепрова),
пытался внедрить нормативное финансирование и
разрабатывал методику расчета норматива. Но до
сих пор никому не удалось сделать две, казалось
бы, простые вещи, кстати, предусмотренные
законом: заставить школы приобрести юридическое
лицо и предложить методику расчета норматива.
…В Воткинском районе Удмуртии, не самом большом
районе России, стоимость обучения одного ребенка
в разных школах колеблется от четырех до
семнадцати тысяч рублей в год.
Павел Перевозчиков, начальник районного
управления образования, предложил проект, в
котором сельские школы становятся центрами
кристаллизации местного сообщества, а система
управления превращается из жесткой вертикали в
гибкую сеть. И при этом стремится доказать, что,
чем «общественнее» школа и чем гибче система
управления, тем лучше будет материальное
положение школы.
Кстати, помните призыв к тому, чтобы образование
стало приоритетной сферой в государстве?
На деле это оборачивается приоритетом не
образования, а образовательной бюрократии. Все
призывы увеличить образовательный бюджет
сегодня не имеют прямой связи с улучшением
положения школ. По одной непростой причине:
отсутствует система ресурсного обеспечения
образовательных программ. А не образовательных
учреждений.
В Воткинском районе хотят, чтобы администрации
школ посчитали, сколько на самом деле стоят
образовательные программы, какова полная
стоимость всего комплекса образования, которое
осуществляется в школе.
П.Перевозчиков считает, что, пока бюджет школы
рассчитывается в централизованной бухгалтерии,
а директора школ не имеют к этим расчетам
никакого отношения, дело с мертвой точки не
сдвинется.
Но при этом проект Воткинского района
предполагает, что сельская школа откроет свою
образовательную программу жителям села.
И это, конечно, довольно рискованная идея. Потому
что местное сообщество находится в тяжелом
состоянии: и безработица, и низкий уровень жизни,
хотя район довольно зажиточный – но не за счет
сельского хозяйства. И наркомания уже пришла в
село, а пьянство и не уходило.
– Но это означает, что мы тем более должны
обращаться к этому самому местному сообществу и
давать ему возможность принимать решения
относительно будущего своих детей.
Перевозчиков и его сподвижники считают, что
моральный договор с гражданами относительно
школы увеличит возможности и материального
обеспечения.
– Потому что за школьные деньги будут бороться
не директор и начальник управления, а сами
граждане.
И при этом погружение селян в проблематику
школьной жизни – это своеобразная
образовательная программа для взрослых.
Зимой я ездил с Павлом Александровичем по району,
и мы остановились возле одной старенькой
деревянной школы. Хозяину нельзя не сказать
что-то хорошее, и, пока мы шли к школе,
Перевозчиков говорит:
– В этой школе показатель по компьютерам
довольно приличный – один компьютер на 52
ученика.
Действительно, для сельской школы неплохо. Но уж
больно школа показалась мне маленькой, и, когда
мы зашли, я спросил у дежурного учителя: а сколько
учеников в школе?
Наверное, уже все читатели догадались, что я
услышал в ответ: 52 ученика.
У Перевозчикова талант превращать все вокруг
себя в потенциальный ресурс: сетевое управление
намного эффективнее, чем жесткая централизация,
и вот уже выделены средства на закупку
компьютеров.
Дешевое образование не может быть качественным.
А чтобы это доказать, надо вернуться к вопросу
расчета образовательной программы школы и
согласования самой этой программы и ее стоимости
– с гражданами, а уже потом – с начальниками и
финансистами.
– Мы должны убедить общество, что на те деньги,
которые оно нам дает, качественного образования,
особенно на селе, не будет. Общество пока не
встревожено нашей бедностью. Оно не понимает, что
наша нищета – это угроза для самого общества и
призывами здесь ничего не сделаешь.
Поэтому воткинцы хотят построить особые формы
общественного участия в образовании. А для этого
надо показать, сколько стоит образование.
Не сколько на него тратят, а сколько оно стоит.
Потому что у общества создалась иллюзия, что
образование стоит столько, сколько сегодня на
него тратят.
…Важным моментом при этом является нежелание
государства заключать контракт со школой.
На самом деле: в России почти нет практики
заключения учредительного договора между школой
и органом местного самоуправления. Все горазды
спускать на школу обязательные минимумы
содержания, СанПиНы, базисные учебные планы и
другие затратные вещи. Но никто ни разу не
объявил свои обязательства перед школой.
…Есть такой анекдот. Маляр заключил с
пароходством договор на покраску судна. Через
какое-то время доложил об окончании работ. Пришла
комиссия, видит: один борт выкрашен, а другой как
был покрыт ржавчиной, так и остался.
– Как же так, ведь у нас заключен договор? –
спрашивают маляра.
– Вот именно. Смотрите, написано: я с одной
стороны заключил договор, а пароходство – с
другой. Я свое обязательство выполнил, теперь
очередь за пароходством.
Но даже такого понимания договора у государства
нет.
С точки зрения государства, да и общества, чего уж
греха таить, школа, с одной стороны, обязана учить
и охранять детей, а с другой – никто ничего не
должен.
Но и школе ведь, для того чтобы заключить договор
с кем-либо, надо объявить стоимость того, о чем
договариваются.
И получается, что определение этой стоимости
никому, кроме школы, невыгодно.
В этом скорее всего и заключается истинная
причина того, что школа до сих пор не юридическое
лицо и не существует реального норматива
финансирования в образовании.
…У директора Двигательской школы Воткинского
района Людмилы Шикаловой классы в одном здании с
Домом культуры, торговым центром и вообще всем,
что есть в селе. Поэтому она будет предъявлять
сельчанам не бюджет школы, а бюджет всего
культурно-образовательного комплекса.
Местное сообщество впервые узнает, сколько же
ему нужно денег… не для счастья, а для нормальной
жизни.
А может, это необходимый шаг к достатку и к
счастью?
Ведь только нищий просит подать ему кто сколько
может. Но мы же не нищие, мы же знаем, сколько
стоит школа.
Как вы считаете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|