Кавказский постампир
Когда с побережий уходит стиль
Эрадостроительный бред доводит
имперские столицы до маразма, провинцию
превращает в периферию, а мнимые колонии – в
меркнущий мираж. Где-то у края сознания еще
мерцают архитектурные амбиции, но державная
геометрия уже вполне амбивалентна – хотя, как и
впредь, архаична.
Взятые с бою прибрежные поселки воинственных
аборигенов расползаются курортными зонами и
обретают нарочитую цивильность. Виллы отставных
сановников с деланной респектабельностью
трансформируются в общедоступные санатории.
Вальяжная самоуверенность колонизаторов
сменяется небрежной снисходительностью
укоренившихся в псевдотропическом мареве
чиновников. В извилистых улочках приморских
городов цивилизаторская миссия утрачивает не
только пафос, но и смысл; остаются поносные слова
да поноски для дрессированных собак. Белый
человек все охотнее дает поносить свое бремя
туземным архитекторам, а символы имперской мощи
– проказливым ассенизаторам.
От показной величавости оштукатуренных колонн
клонит в сон. Гранаты, как назло, рвутся за миг до
пробужденья, а граненые стаканы бьются и вовсе
невпопад. Склонный к падучей электрик забыл
вырубить гимн, но победительная державность
гипсовых статуй и горячечная белизна
облупившихся пилястров оттеняют ветхое
разноцветье лоскутных флагов. Языческие боги
сгинули. Реликтовая память о самодельных
имперских идолах теряется в рутинных ритуалах.
Ложные фасады, непреложные законы, лажовая
феерия за пыльным окном...
Интерференция обезумевших, но непобежденных
волн если и порождает какую-нибудь Афродиту, то
уж совсем декоративную – только гребни в
волосах, да пена вокруг бедер, да запах бренди,
изготовленного понтийскими греками в укор
местным горцам и всем тем, что спустились к морю
без определенной цели, но с беспредельными
намерениями.
Что бы нам тут ни намерили, бестолковые километры
пьяных улиц все равно скатываются к бульвару.
Вдоль аллеи – вазоны, ближе к морю – бидоны с
кукурузным самогоном и заскорузлые самцы.
Cкучающие проститутки настойчиво демонстрируют
туфли на платформах, вышедших из моды еще в те
времена, когда нынешние приматроненные тетки
вовсю любезничали с лысеющими потенциальными
женихами.
Архитектурная импотенция заразительна – и дети
тех женихов, состоятельных, состоявшихся,
застоявшихся, пригвожденных к стойкам по южным
трактам, загулявших где-то близ перипатетической
Стои, настойчиво-патетических, стоялых, – дети
эти, так и не повзрослевшие, уныло пародируют
своих отцов, отстроивших по пригоркам
сине-зеленые хибары. А заодно и дедов, что лихо
отплясывали чечетку в фольклорных ансамблях под
ленивые хлопки обронзовевших коммунистических
бонз, на зависть загорелым холуям-охранникам.
Вдовы спившихся милиционеров пристойно
морщатся, запивая теплую водку
фальсифицированной минералкой. Минералы
украшают местный музей, распугивая менее стойкие
экспонаты (токсичные на вид устрицы,
сомнительные шедевры таксидермического
искусства, чудеса искусства ксерокопировального
– так и не пожелтевшие под южным солнцем обрывки
большевистских газет). Бледная Афродита упрямо
косит под Минерву, нервно комкая пляжную панаму,
и – демонстративно лузгает семечки.
Местные греки коварно запрятали чучело своей
престарелой богини в запасники краеведческого
музея. Бывшие подпаски опасливо демонстрируют
проезжим лохам экслибрисы красных конников –
тех, что так и не сумели запрячь в имперскую
тачанку троянских кобылиц. Самозваные
экскурсоводы рассказывают небылицы о знаменитых
земляках, а отреставрированные знамена с треском
рвутся при первом же намеке на ветер с гор.
Поблекшие цветы по привычке имитируют южное
буйство красок, жирные маслянистые мазки
неопрятно ложатся на покореженные причалы и
щербатые волнорезы, но пропахший мазутом бурьян
все еще позволяет надеяться на грядущее
возрождение нефтеналивного флота.
Местное вино продается в розлив – довольно
навязчиво и не без привкуса дрожжей. Навьи ужимки
рыночных торговок напоминают о вязком
Одиссеевом хитроумии, а дрожащие по воде блики –
о затаившихся поблизости духах гор, которые
спровадили восвояси античных морских божеств.
Застарелые привязанности размокают в сточных
канавах, упорно сопровождающих всякого
праздношатающегося вдоль скользких наваждений.
Так назойливый запах парижского праздника
преследовал Хемингуэя, пока тот, зажав ноздри, не
сторговал на туапсинском базаре тухлую рыбу у
похмельного старика в цветастом карачаевском
сомбреро.
К полудню выцветают краски, которыми море
пытается замаскировать свое чересчур
однозначное имя. Монструозные тетки от
безнадежности жрут мороженое, перелистывают
замызганные страницы библиотечной книжки
“Оружие взаймы”, а затем игриво одергивают
безразмерные топы купленных со скидкой
купальников. Несостоявшиеся утопленники
фыркают, вылезая из подсоленного бензина на
кирпично-бетонные пляжи. Облезлые телеса
ритмично чередуются с объеденными початками
спелой кукурузы, на которых вполне различимы
следы подгнивших зубов. Традиционная курортная
пошлость органично соседствует с убожеством
пляжной коммерции и с монументальным уродством
провинциальных претензий.
Должно быть, самых примечательных уродцев успели
отправить в кунсткамеру – в бывшую столицу
небывалой империи, а бывалые старожилы послушно
следуют императивному призыву – гордиться своим
городом и безответно любить его. Впрочем, одного
урода сохранили, и белесый Ленин, упрятав срам в
бетонных штанинах, все еще надменно тычет
пальцем в улицу посрамленного Карла Маркса. Так
что гордиться есть чем – было бы кому.
Коммуняцкие приколы и стоящие на приколе
сухогрузы – это ведь тоже архитектура, которая
неуемно пытается стать музыкой в камне, в гипсе, в
ржавом железе – и в пыльных динамиках,
этимологически восходящих к названию любимой
команды всех стражей порядка, а семантически
нисходящих от Александра Розенбаума к Розе
Люксембург, от Филиппа Киркорова – к
подсолнечной лузге на тротуарах и замызганному
кафе “Алые паруса”. Капитан Грей так и не
отстирал свой романтический камзол порошком
“Асоль”, зато парусиновые штаны и русые волосы
мимоезжих черкесов плавно переливаются в
золочено-глазурированные газыри закоренелых в
псевдоимперской попсе адыгов.
Ближе к югу этническое своеобразие внезапно
переходит в практическое самоопределение наций,
политизированное идолопоклонство – в
эклектичное двоеверие, а взаимовыгодный, на
доверии основанный самообман, – в мелкое горское
воровство и неуемное гостеприимство. Нужно
только перейти речку, отделяющую постимперский
фарс от реалистически явленных, фантастически
освоенных – но отнюдь не метафорических –
развалин державы.
Минуешь Псоу – и ничто не напоминает о Туапсе,
ничто не сочетается с вымученной
претенциозностью Сочи, ничто не продлевает
адлерскую суету. За пограничным постом
начинается иная жизнь: опустевшие постаменты,
радушные милиционеры, душные субтропики,
потрепанные тропы, вздыбленный асфальт,
надыбанные в соседней державе сломанные
зажигалки, подрастающие выжиги, поросшие травой
городские улицы – изобилие пространства и
выпадение из времени. Целые стекла становятся
архитектурным излишеством, а обгорелые дома
вытесняют загорающих обывателей.
Абхазия – тоже постимперская территория, но
вместо ссадин и вопросительных знаков,
оставшихся на Русском Кавказе, –
восклицательные вертикали, упертые в свежие
раны. Вместо боязливого недоумения – бесстрашие,
порожденное недоразумением. Вместо кое-как
организованного правопорядка – беззаконный, но
органичный, почти первозданный (или
недосозданный) хаос, в котором гулко отдается
гортанное слово Апсны. Не пародия на цивилизацию,
а ее значимое отсутствие. Не иллюзия близости к
послеимперской столице, а принципиальная
отделенность – и отдаленность – от любых
центров. Не ностальгия по империи, а неутоленная
страсть по настоящей власти. И над осколками
советского ампира – новоафонский храм,
переживший несколько царств.
...Империя умирает в своей архитектуре, тонет в
своих подводных лодках, выгорает в своих
телебашнях. Экран телевизора гаснет. Одинокий
прожектор на крыше опустевшей гостиницы в Гагре
освещает только море. Сквозь живописные
развалины помпезных зданий прорастает то, что
когда-нибудь, Бог даст, обретет свой стиль и
станет архитектурой.
Туапсе – Новый Афон – Москва.
Август 2000 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|