Секрет сотрудничества
Учение с увлечением. Так – ни больше ни
меньше – была заявлена тема нашего мастер-класса.
К нам в «класс» придут учителя, работающие с
разными возрастами, преподающие разные предметы.
Какой материал для занятия выбрать, чтобы он был
для всех участников одновременно посильным и
сложным, неизвестным и знакомым, компактным и
бездонным, актуальным и в то же время
соответствовал праздничному настроению
Соловейчиковских чтений?..
И тогда мы вспомнили о трудах самого Соловейчика.
За неделю до чтений мы раздобыли три странички из
его личного архива. Как и всякие черновики,
читаются рукописи Симона Львовича с большим
трудом. Но именно это нам и требовалось! Ведь
такую непростую работу, как расшифровка и
толкование черновиков, участникам чтений
сподручнее делать сообща, в малых группах.
Оставалось только продумать режиссуру: как эти
малые группы организовать, наладить в них работу
и установить в «классе» общий рабочий ритм.
В шести мизансценах прошлогоднего
мастер-класса
Мизансцена первая.
Оказывается, надувать шарики – это самое оно!
Работа в «классе» началась с того, что
всех желающих пригласили сесть вокруг
нескольких столов и от каждой команды послать к
доске гонца, чтобы в списке цветов – красный,
желтый, зеленый, синий, белый – отметить галочкой
тот, что выбрала команда.
Когда цвета были разобраны, другие посыльные
получили у ведущего воздушные шарики
соответствующего цвета (шарики были особые:
надуваешь – и читается надпись «Первое
сентября»). Тут мы столкнулись с первой
неожиданностью – шариков не хватило! К занятию
мы приготовили по десять шариков каждого цвета,
как нам думалось, с запасом. Но их оказалось мало
– за каждым столом собрались по 12–16 желающих, а
не по 5–8, как мы предполагали. Не выгонять же
лишних! Благо помещение было просторное, и
воздуха на полтора часа занятий хватило всем.
К шарикам полагались веревочки, чтобы, после того
как надуешь шарик, было чем его завязать. Так вот
вторая незапланированная заминка – часть
веревочек запуталась. Поэтому одни команды уже
начали надувать шарики, а другие томились в
ожидании своих гонцов, которые надолго застряли
за распутыванием веревочек.
Казалось бы, вот и реальная угроза развала общей
работы. Но опыт («сын ошибок трудных») приучил нас
раньше времени не паниковать. И действительно,
вскоре все как бы само собой нормализовалось, и
на доске под каждым цветом появились названия
команд: «Белые» – белый цвет (и соответственно
шарики), «Green Peace» – зеленый, «Одуванчики» –
желтый, «Синеглазки» – синий, «Эх!» – красный.
Чтобы понять, как событийный ряд выглядел
изнутри, предоставим слово учительнице химии
Антонине Турукиной, чей рассказ мы будем
сопровождать своими пояснениями, рассуждениями
и социоигровыми рекомендациями. Итак,
рассказывает одна из участниц мастер-класса
Соловейчиковских чтений.
Когда все садились вокруг столов, я увидела, что
народу много и в командах тесно. Тогда я села
сбоку у стеночки, собираясь на все смотреть со
стороны. Не тут-то было! Через какое-то время я
заерзала. Мне захотелось в какую-нибудь команду
– там так оживленно люди о чем-то договаривались.
И вдруг вижу – я уже почти что в одной из команд!
То ли это команда так разрослась, что я оказалась
рядом, то ли я свой стул незаметно для себя
отодвинула от стены.
Одно лицо показалось знакомым. И точно – Сергей,
с которым мы встречались на прошлогодних
Соловейчиковских чтениях. Мы только улыбнулись
друг другу, потому что разговаривать было
некогда – наша команда отставала!
Послали гонца к доске выбрать зеленый цвет, а его
уже выбрала другая команда. Пока думали, что
делать, остался всего один цвет – белый. Пришлось
гонцу соглашаться на него. Но команда впала в
уныние: вечно мы последние... С воздушными
шариками – опять неудача. Наш второй гонец
застряла на распутывании веревочек. И нет чтобы,
пока она с помощью других посыльных рвала
веревочку, передать нам шарики!
Наконец мы их получили и стали надувать.
Старались изо всех сил – один надувает, другой
завязывает. Делать это было почему-то очень
интересно. Все так устали слушать лекции
(мастер-класс проводился в конце последнего дня),
что разорвать веревочку и завязать шарик – это
самое оно!
Ну а потом, когда нужно было название команде
придумать, все сразу решили, что мы будем просто
«Белыми» – по цвету наших шариков, которые хоть и
достались не всем участникам в команде (нас было
явно больше десяти), но стали для всех родными,
побывав у кого в руках, у кого в зубах…
Нехитрые совместные дела, связанные с
необходимостью то дотронуться друг до друга, то о
чем-то договориться, помогли незнакомым людям
объединиться, сделаться участниками (от слова
часть) общего действа.
Мелкие разочарования играют особую роль в
объединении каждой группы, в налаживании ее
рабочего настроя. У каждого участника и у каждой
группы разочарования свои. И чем они мельче,
пустяковее, тем быстрее человек (или команда)
освобождается (очищается) от случайного груза
коммунальных амбиций, так мешающих любой
совместной работе. Поэтому нам, проводившим
семинар, в живом рассказе учительницы были особо
интересны подробности о мимолетных переживаниях
какого-то уныния, разочарования, неудачи. Ведь во
время самого занятия ведущему нельзя на подобных
настроениях концентрировать свое внимание,
иначе они не испарятся.
Мизансцена вторая.
И началось великое переселение народов
Второй этап разминки должен был помочь
участникам команд обнаруживать (открывать)
индивидуальность друг друга. Для этого была
предложена короткая цепочка таких нехитрых
дел-заданий:
– Всем командам встать.
– Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
– Глядя в потолок, вспомнить, что в прошедшее
воскресенье было для вас «самым-самым».
– Кто вспомнил, подберите для этого
«самого-самого» знаковое (ключевое) слово.
– Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
Когда все сели, следующее задание-поручение было
выполнено молниеносно: нужно было на командном
листочке каждому участнику собственноручно
написать свое знаковое слово. Тем самым состав
участников каждой команды как бы закреплялся
окончательно, давая возможность ведущим
переходить к заданиям, связанным с перемещениями
команд в пространстве.
Подчеркнем, что участникам мастер-класса смысл
наших мини-заданий по-прежнему был еще не
понятен. И именно поэтому задания выполнялись со
все большим энтузиазмом. Настороженность,
растерянность и неуверенность улетучивались.
Появилась атмосфера спокойной деловитости и
рабочей доверительности.
Для стабилизации этого настроения мы
запланировали парадоксальный ход – круто
поменять мизансцену, чтобы воспоминания
участников о первоначальном разброде, усталости
и даже некотором скепсисе (ведь каждый пришел со
своим!) не мешали предстоящим рабочим усилиям
присутствующих.
– Все встали! Листочки со словами оставили на
столе, а сами по часовой стрелке перешли за стол
соседней команды!
Когда «великое переселение» закончилось,
команды услышали, что из всех слов, записанных
соседней командой, нужно составить одно
предложение (добавлять слова и менять окончания
можно).
Передавая листок по кругу, наша команда очень
бодро и быстро записала знаковые слова. Мы начали
тихонько радоваться, что не такие уж мы и
отстающие. (Потом выяснилось, что не все из нашей
команды приложили руку к листку. Видимо, были и
такие, кто решил просто смотреть не участвуя. Но
нам они совсем не мешали, раз мы их даже не
замечали! Думаю, что и они не скучали, наблюдая за
нами.)
Список у нас получился такой: МАМА, СОЛНЦЕ,
НАДЕЖДА, МОРЕ, БЕРЕЗОВЫЙ, СОЛНЕЧНО, РЕЖИССУРА,
РОМАШКА, ПОТОЛОК, РАБОТА, СКАМЬЯ, ЛИСТ, ОСЕНЬ.
Появление на листке каждого нового слова
вызывало у меня легкое чувство удивления.
Мелькали версии ассоциаций, после которых мой
взгляд на соседей невольно потеплел. Может быть,
я ошибаюсь, но мне показалось, что и на меня
соседи стали смотреть как-то приветливее…
При пересадке началась сумятица. Я обнаружила,
что толком не помню, с кем была в команде. Да и
название команды не запомнила, а посмотреть на
доску, где посыльные все названия написали, я в
суете не догадалась. Но вижу, что другие как-то
ориентируются: и названия знают, и таким, как я,
подсказывают, куда идти...
Расселись вокруг чужого стола «в два ряда» (то ли
там оказалось места меньше, то ли нас стало
больше?) и стали думать, как слова здешнего списка
в связное предложение объединить.
Сочинялось с большими трудностями. Но именно
тогда-то я окончательно врубилась в работу. У нас
было много споров: можно ли вставлять предлоги?
можно ли превратить прилагательные в глаголы?
Как потом выяснилось, очень многие запреты мы
сами на себя накладывали. И откуда они только
взялись? Наконец кто-то вспомнил, что окончания
менять можно. Оказалось, что и предлоги вставлять
можно, и необходимые глаголы.
И тут начали мы к мнениям друг друга
прислушиваться и идти на какие-то уступки. В
результате мы не только справились с заданием, но
и успели вовремя, и нас нисколечко не смущало, что
предложение получилось несколько странным:
ОДНАЖДЫ В ПЯТНИЦУ КРОКОДИЛ БАРМАЛЕЙ И ВОРОНА,
ОТДОХНУВ ПОД БЕРЕЗОЙ НА БЕРЕГУ МОРЯ С ЦВЕТКОМ В
УХЕ, РЕШИЛИ ВДОХНУТЬ ЦВЕТ СОЛНЦЕВОРОТА, ЧТОБЫ ОН
БЫСТРЕЙ ЛУЧИЛСЯ И РАДОВАЛСЯ ПОСТУПАЮЩЕЙ ДО
ВЕЧЕРА УКРАИНСКОЙ ВАЛЮТЕ.
Следующие задания:
– Встать, послать посыльного со своим
предложением к той команде, которая составила
список слов.
– Посыльные читают предложения командам –
авторам списков. Кто услышит свое слово –
хлопает в ладоши и садится.
Хлопок, когда услышал свое слово, – это здорово
получалось. Я была очень довольна тем, что
хлопнула вовремя. А было это не так-то просто.
Команда «Green Peace» объединила наши родные слова в
такое неожиданное предложение, что мы разинули
рты: СОЛНЕЧНОЙ ОСЕНЬЮ МАМА СИДЕЛА НА СКАМЬЕ У
БЕРЕГА МОРЯ И ГАДАЛА НА РОМАШКЕ, ОБРЫВАЯ
БЕРЕЗОВЫЕ ЛИСТЫ С ПОТОЛКА И НЕ ТЕРЯЯ НАДЕЖДЫ
ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ ПО РЕЖИССУРЕ СОЛНЦА.
Я думала, что все будет чинно-благородно, по
очереди (как в школе): представители от каждой
группы начнут выходить к доске и оттуда вещать, а
кто услышал свое слово – будет садиться.
Оказалось же совсем не так – быстро, непонятно и
здорово!
Вообще из-за привычных учительских штампов я
эпизодически чего-то не понимала, промазывала,
мимо проезжала – для меня это явилось большой
неожиданностью и хорошим уроком!
Мизансцена третья.
Что непонятно – можно писать каракулями!
Подошло время раздачи «учебных» текстов –
листочков из черновиков С.Л.Соловейчика. Три
листочка – подлинники, с двух из них были сделаны
ксерокопии. Итого пять – на каждую группу по
одному.
После того как посыльные разнесли листочки по
группам, прозвучало задание:
– Найдите самый непонятный абзац!
Было видно, что команды сплотились достаточно
крепко и им уже легко между собой договориться.
Теперь главное – поддерживать достаточно
высокий темпоритм, который не позволял бы кому-то
одному из участников-учителей захватывать
власть в командах (а учителя ой как это любят!).
Чье-то явное лидерство привело бы к пассивности
(или недовольству) остальных и в результате – к
развалу совместной работы.
Поэтому, не теряя времени, ведущие пошли по
группам с вопросом: договорились? И, получив
утвердительный ответ, тут же выхватывали листок
из-под носа у изумленной команды.
После того как все пять листочков были отобраны,
задание:
– Воспроизведите непонятный абзац с
фотографической точностью: что понятно – можно
писать печатными буквами, а что нет – каракулями!
Когда я услышала, что кому-то достанется оригинал
черновика, то тут же подумала: вдруг нам?!
И вот посыльный приносит листок. Мы сгрудились
вокруг – интересно же! Как-никак черновик! Понять
ничего было нельзя (такой уж у Симона Львовича
оказался почерк!), да мы вначале и не старались.
Впечатляли сами рукописные буквы,
неразборчивость почерка – создавался образ
пишущего, думающего человека. Вот он когда-то
сидел, его что-то заботило, он делал заметки для
себя, карябал ручкой...
ФРАГМЕНТ ЧЕРНОВИКОВ С.СОЛОВЕЙЧИКА
Из соседней группы спросили:
– А вам что досталось?
– У нас желтый листочек – наверное, оригинал. А
может быть, и ксера...
Но это было теперь неважно. Попав в команды, и
подлинники, и ксеры уравнялись в правах. Их
разглядывали с одинаковым вниманием и уважением:
мол, сам мастер писал!
Разглядывание черновика оказалось таким
интересным, что мы толком и договориться не
успели, какой из абзацев считать самым
непонятным, – они все казались непонятными! И тут
у нас Соловейчика-то забрали.
Гневная реакция по поводу такой наглости тут же
сменилась растерянностью – опять зазевались,
опять отстаем! Что писать? Мы же ничего не
поняли!!!
Время летело. Кто-то посмотрел на часы и сказал:
уже, наверно, 45 минут прошло. (На самом деле прошло
минут 15–20!) Кто-то вздохнул. Поскольку я вообще
ничего не разобрала и тем более не запомнила, то
стала спокойно глазеть по сторонам, как идут дела
в других командах. И тут с удивлением вижу, что
кто-то там какие-то слова припоминает! Вот уже
одни начали диктовать, другие под диктовку
записывать!..
И вот кто-то из нас вспомнил, что в одном месте
было что-то перечеркнуто. Решили изобразить. Но
что перечеркивать, если никто не рискует
сымитировать почерк и что-то написать!
Тут мне стало ясно, что можно и побезобразничать,
нарисовать каля-маля, чтобы не держать друг друга
в узде. После каля-маля дело пошло. Стали сообща
что-то припоминать и на листочке записывать.
ОБРАЗЦЫ ГРУППОВЫХ “КОПИЙ ПО ПАМЯТИ”
Кто-то заметил, что у нас одни предлоги. Смотрю –
и точно! Чуть было не расстроилась. Но кто-то
сказал: «Изобразить-то надо самый непонятный
абзац – вот мы его и изобразили». Этот аргумент
всем так понравился!
Когда отобранные странички вернули, все
бросились по ним сверять свои каракули.
Выяснилось, что очень даже неплохо!
Мизансцена четвертая.
Сейчас уж мы лицом в грязь не ударим!
И тут прозвучало задание, которое потом
оказалось самым приятным, – найти самый понятный
абзац. Мы набросились на первый – он был всего из
одной фразы (правда, был еще меньше – всего из
двух слов, но одно из них прочесть никто не смог!).
Все заговорили: «Давай-давай, сейчас уж мы лицом в
грязь не ударим». И тут мы поняли, что сплотились
в хорошую команду, в единое целое.
Звучит задание:
– Самый понятный абзац переписать, но уже не по
памяти, а с подлинника.
Когда задание было выполнено, ведущие собрали со
столов исходные листочки, чтобы они не отвлекали
народ и остались бы в целости и сохранности
(подлинники нужно было вернуть в семейный архив).
Новое задание:
– Обсудите, перекликается ли смысл выбранного и
переписанного понятного абзаца с тем, что
происходит с вами «здесь и сейчас»?
Вовремя забрали текст. Как только его сдали,
такое началось обсуждение! Это был самый
поэтический... Нет, самый педагогический момент
всего занятия! У нас как бы открылись глаза. Вдруг
откуда ни возьмись стали находиться интересные
слова по поводу того, что происходило здесь с
нами и как это соотносится с текстом.
Запись в черновике была такой: не свобода в школе
– а школа свободы. Всем это очень понравилось,
хотя и пришлось поковыряться со словами,
проверяя и уточняя смысл, и поспорить, отстаивая
свое понимание.
В группе все единодушно считали, что у нас на
мастер-классе было много свобод. Первая свобода
– прийти или не прийти сюда. Вторая – принять или
не принять участие в групповой работе. Потом было
право выбора места, выбора группы, ситуации,
посыльных и лидера.
Тут Сережа сказал такую умную фразу: но ведь не о
территориальной свободе учителя здесь идет речь,
а о его внутренней свободе. Раздались голоса, что
это-то они и имеют в виду, но на уроке внутренняя
свобода выражается прежде всего в свободе
внешней. Когда человек внутренне свободен, то он
может и встать, и даже уйти. Или – свободно
дискутировать.
– Вот мы с вами сейчас спорим,– говорила одна
особенно активная женщина,– и нам этого никто не
запрещает делать. И никто нас спорить не
заставляет. Мы сами этого хотим. Мы и тему сами
выбрали и дискутируем. Вы только посмотрите, как
мы свободны!
Мизансцена пятая.
Разведчики разбрелись по командам
Очередная смена мизансцены. Второе «великое
переселение народов» – все покидают свои места,
со стульями отправляются в свободный конец
«класса» (на подиум) и группами рассаживаются
вдоль стенки.
Задание группам:
– Выбрать капитана, который по своему усмотрению
назначит себе помощника. Капитан с помощником –
хранители командного мнения. Всем, кто к ним
подойдет (их легко будет найти в толпе по
воздушным шарикам в вытянутой руке помощника),
они будут рассказывать про то, как, по мнению
членов команды, смысл абзаца из рукописи
С.Л.Соловейчика соотносится с тем, что происходит
«здесь и сейчас».
Остальные – разведчики. Они, объединившись по
парам, будут ходить по капитанам и собирать
информацию о том, что в выбранных абзацах было
написано и какие мнения были высказаны в
командах по этому поводу.
Очень радостно было встать и пойти на другое
место. Народу много, переходить надо со стульями,
у каждого в руках куча газет, каких-то материалов,
плащ, сумка... А тут еще и воздушные шарики!..
После перехода на подиум наша группа села не
кружочком, а как бы в каре, вдоль стены: нас зажала
другая группа, и поэтому мы заняли очень
неудачную позицию. Но квартирным склокам не дал
разгореться учитель из Пушкино, который очень
разумно стал нами руководить. Его мы и выбрали
капитаном. Он назначил помощника, двух
разведчиков, определил, по каким командам им
идти. Остальные сказали, что пойдут, куда
захочется.
Я тут же сгруппировалась с какой-то тетенькой. В
нашей команде я ее не помню, но ей, как и мне, было
интересно, что там у других. Это помогло нам
объединиться. И к тому же у нее был блокнот, у меня
же – ни ручки, ни листочка (они остались на столе,
за которым мы до этого работали, а сбегать за ними
было почему-то некогда).
Мы протиснулись в какую-то группу и стали
допытывать капитана и его помощника, что там у
них. Особо интересно было, когда оказывалось, что
другая команда выбрала тот же абзац, что и мы
(ведь некоторые листочки повторялись), но смысл
его трактовала по-другому. И мы эту разницу
обнаруживали и себе в блокнотик старательно
записывали. Не всю трактовку целиком, а разницу!
Была и такая забавная ситуация. Мы подбегаем, а
нам говорят:
– Вы из какой команды?
– Ну, «Белые».
– А мы уже «Белым» рассказывали!
На что мы в два голоса кричали:
– Ну и что? Скажите и нам! Повторите еще раз! Мы же
с разным пониманием!
Они терпеливо объясняли. Вообще капитаны с
помощниками были на высоте.
Пройдя по всем пяти группам, разведчики стали
стекаться к своим капитанам. Собравшись все
вместе, мы начали делиться собранной
информацией. Выяснилось, что сведения,
принесенные в клювиках из одних и тех же групп, то
совпадали, то не совпадали. И тут моменты
любопытства, узнавания были такими мощными!
Мизансцена шестая.
Я ощутила, что такое для моих учеников свобода
Потом началось обсуждение и по командам, и в
общем круге. Каждая команда выясняла, что из
происходящего вокруг для них оказалось самым
существенным. На доске появилось шесть
предложений («Белые» сделали две записи).
Настоящая свобода – это внутренняя свобода!
(Подпись: «Green Peace».)
Идея свободы в школе – это не свободная школа, а
школа свободы. (Подпись: «Эх!».)
В учебном процессе учитель должен начать с
изменений в самом себе, способность к изменениям
в себе – залог учительского успеха. (Подпись:
«Синеглазки».)
Свобода ребенка – одно из главных условий
развития личности. (Подпись: «Одуванчики».)
В школе всем должно быть удобно: и учителю, и
ученику, и... всем остальным! (Подпись: «Белые».)
Все пять столов подразумевают одну и ту же идею:
«Мы собрались здесь!.. С.Соловейчик». (Подпись:
«Белые».)
Мастер-класс закончился. Я уже знала всех в лицо,
а своих – по имени. На лицах улыбки – сразу видно,
что человек учился с увлечением. Увлечение
рукописью Соловейчика было налицо. С одной
стороны, листочки черновика произвели
впечатление как бы прикосновения к
педагогической науке. С другой – оказалось, что и
мы имеем похожие мысли. Что мы сами такие идейные.
Это как-то возвышает.
Мне понравилось, что команда – это такое
пространство, в которое можно свободно войти, а
можно и выйти. Никто ничего никому не навязывает.
Одни проявляют инициативу, другие из работы
ненадолго выпадают. Но никого за это не трясут, не
вставляют в правильные рамки. Каждый может жить
так, как он живет. Я в первый раз такое увидела.
Очень здорово. И хорошо, что про урок и про всякие
методы ничего не говорилось. Что касается меня, я
почувствовала эмоциональное состояние своих
учеников: их страхи, сомнения, радости. Я
почувствовала их жизнь. Я ощутила, что такое для
них свобода. Теперь, как учитель, я все время буду
об этом помнить.
Уходили с шариками. На память. Достались они не
всем – у кого лопнул во время занятий, а кому с
самого начала не хватило. Я свой шарик отдала
учительнице из соседней команды – уж очень ей
хотелось принести в свою школу сувенир с
Соловейчиковских чтений. А в дверях ко мне
подошла пожилая учительница и спрашивает: «Куда
шарики сдавать?» Я говорю: «Нам их подарили, ведь
на каждом написано “Первое сентября”».
Учительница удивилась: «Надо же! Я все занятие
продержала его в руках и не заметила. Спасибо, что
подсказали. Буду беречь!»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|