Как расширить пространство класса
Обмен идеями при помощи Всемирной Сети
Наладить взаимодействие
Обучение не ограничивается рамками школьных
стен. Особенно если мы говорим об обучении в
области компьютеров и коммуникаций.
Одна из приоритетных задач образования в области
информатики – обучение работе в
междисциплинарных и межрегиональных сетевых
коллективах. Примеры успешного движения по этому
пути – международные сетевые конкурсы типа
«ThinkQuest» или конкурса «Виртуальный класс 95–99», в
состав команд которого, собиравшихся для
создания общего произведения, входили три
класса, и каждый принадлежал к разным
географическим зонам (Америка, Европа, Азия).
Одним из наиболее интересных проектов этого
года, направленных на обучение совместной
сетевой деятельности, стал проект объединения
ряда Летних школ России в сеть, внутри которой
поддерживался информационный обмен и
реализовывались общие замыслы.
Проект «Сеть и Интернет-проекты летней школы-2000»
потребовал прежде всего видоизменить и
продвинуть региональные образовательные,
культурные и художественные Интернет-ресурсы
таким образом, чтобы они непосредственно могли
быть использованы при проведении Летней школы.
Например, был значительно преобразован сервер
лаборатории учебных коммуникаций (http://uchcom.botik.ru).
В ходе проекта мы доработали наши архивы летних
компьютерных и экологических школ
Переславля-Залесского и Нижнего Новгорода за
период 1986–2000 гг. Некоторые из представленных в
архивах учебных проектов послужили примером и
отправной точкой в развитии проектов этого года.
Среди самых популярных – виртуальный музей
«Природа переславльского края» –
поддерживается лабораторией совместно с
сотрудниками естественно-исторического отдела
Переславль-Залесского историко-архитектурного и
художественного музея-заповедника. Здесь
собраны материалы по краеведению, географии,
климату, фенологии. Особой популярностью
пользуется раздел музея «Народный календарь»,
рассказывающий о приметах и поверьях. Специально
для Летней школы сотрудники музея подготовили
материалы для проекта «Родники и реки
Переславля», и в ходе Летней школы ученики
работали не только с объектами живой природы и их
изображениями сегодняшнего дня, но и с архивными
материалами, оформляли электронный фотоальбом, в
котором собраны старые фотографии реки.
Первоначально планировалось, что в сеть Летних
школ войдут только школы региональной сети
Переславля-Залесского, где несколько
предполагаемых площадок уже имели устойчивую и
быструю связь (10–100 Мб). К началу лета мы
дополнительно подключили еще несколько точек.
Если школа или лагерь действительно хотят
получить доступ к Сети, видят в этом смысл и
считают это направление приоритетным в своей
деятельности, то вопрос подключения решается
даже без особенных денежных вложений.
Показательно, что подключение и оплата
коммуникаций в летнем лагере в деревне
Михаленино Варнавинского района Нижегородской
области стоили около $150, включая покупку модема и
прокладку телефонной линии. И это относительно
небольшое вложение средств позволило поддержать
не только электронную почту, но и удаленное
размещение материалов на веб-сайтах Нижнего
Новгорода и Переславля-Залесского (около 12 Мб) и
несколько чат-сессий на сервере педагогического
сектора Реларн.
Другой возможный путь передачи материалов от
одной школы к другой связан с записью CD-дисков. В
некоторых случаях, когда материалы объемны, а
пропускная способность канала низка, этот путь
может оказаться предпочтительным. Мы
столкнулись с тем, что материалы всего проекта и
каждой школы при тщательном документировании ее
работы становятся столь объемными, что их
сохранение и представление требуют постоянной
записи уже не на дискеты, а на CD-диски. Таким
образом, издание CD-диска в ходе проекта являлось
не столько формой отчетности, сколько рабочим
моментом коммуникаций. Как показал опыт передачи
материалов от одной школы к другой, с технической
точки зрения сегодня возможно организовывать
достаточно полный информационный обмен между
удаленными точками проекта только при наличии в
этих точках электричества.
Содружество школ
Вначале речь шла о проведении одной общей
сетевой школы в одном месте в течение всего двух
недель. Но реальность внесла серьезные
коррективы в наши планы, и в результате возникло
несколько школ, расположенных в разных регионах
страны и разнесенных во времени на все три летних
месяца:
Летняя компьютерная школа межшкольного учебного
центра Переславля-Залесского, 1–30 июня.
Экологический лагерь «Сосна», Михаленино,
Нижегородская область, 1–11 июля.
Летний лагерь на берегу озера Байкал, 14–30 июля.
Летняя академия «Искусство – среда обитания»,
Переславль-Залесский, 1–30 июля.
Летняя эколого-этнографическая съемочная
группа, деревня Горинцы, Нижегородская область,
1–10 августа.
Экологическая школа в Старой Пустыни
Нижегородской области для школьников из Мурома,
10–20 августа.
Материалы всех этих школ представлены в Сети и
вошли в заключительный CD-диск проекта. О
масштабах работы можно судить по тому, что диск
практически заполнен – 610 Мб.
Работа велась над несколькими сетевыми
проектами, которые передавались от школы к школе:
«Родники и реки»: конкурсы на представление в
Сети рек и родников Переславля, Поветлужья и
Старой Пустыни.
«Один день из жизни в Летней школе»: конкурс на
гипертекстовое представление мальчиком или
девочкой одного из своих – от рассвета до заката.
«Царевна-лягушка» – конкурс исследовательских и
художественных работ, посвященных земноводным.
«Все эти птицы»: конкурс исследовательских и
художественных работ, посвященных птицам.
Формы, в которых осуществлялись проекты, были
самыми разными. Так, при разработке темы «Родники
и реки» в Переславле и Михаленине обряды и
традиции, связанные с местными реками и
родниками, служили только дополнениями к
описательным или исследовательским работам
учеников. В летнем лагере в Горинцах все
напоминало деятельность съемочной группы, в
которой и дети, и взрослые заняты постановкой
эколого-этнографического слайд-фильма «Огненные
шары». Кроме того что группа занималась съемками
фильма, они каждый вечер пели для жителей деревни
песни, которые они собрали в этом регионе, песни,
которые когда-то пела, а потом забыла и утратила
деревня.
Приятной и обнадеживающей неожиданностью стало
то, что во многих школах этого лета в центре
внимания оказались вопросы изучения
региональной экологии и культуры тех мест, где
проводится летний лагерь. Даже если эти проекты и
не были изначально широко представлены в учебной
и научной программе, то в заключительных
материалах школ Старой Пустыни, Шиды, Горинцев,
Переславля именно эти проекты, связанные с
изучением, осмыслением и использованием
местного фольклора, вызывают повышенный интерес
и у преподавателей, и, что еще более важно, у
учеников.
Как же осуществлялся обмен информацией и идеями
внутри общего большого проекта? Материалы,
созданные в Переславле в июне, были представлены
в Михаленине, дополнены результатами лагеря
«Сосна», вернулись в Переславль, были дополнены
материалами летней академии искусств, вновь
попали на нижегородскую землю в
эколого-этнографическую экспедицию и после
дополнения поступили в лагерь муромских
школьников. Так создавался общий продукт – при
сохранении самобытности и заинтересованности
участников, живущих в разных точках
пространства.
Что дальше?
Проект позволил перейти на более высокий уровень
и показал возможность создания сети российских
Летних школ, технически объединенных
электронными коммуникациями, а содержательно
связанных общими проектами, которые либо
выполняются одновременно в нескольких точках,
либо передаются от одной школы к другой. Мы имели
возможность убедиться, что сетевое
межрегиональное взаимодействие делает учебную
среду богаче, позволяет отталкиваться от более
значимого материала, обеспечивает обмен идеями
между учениками и учителями. И, кажется,
благодаря такой проектной работе педагоги
начинают всерьез задумываться о том, что следует
понимать под образованием во времена цифровых
технологий.
Евгений Патаракин,
кандидат педагогических наук,
руководитель проекта «Сеть и Интернет-ресурсы
летней школы-2000» (2411 Project Harmony),
зав. Лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН
Переславль-Залесский
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|