Не делайте из учителя неудачника!
Как-то осталось почти незамеченным, что из
общего нашего сознания, самосознания нации, если
хотите, исчезло понятие «интеллигенция». Ввиду
сложившегося положения вещей стало неловко
употреблять это слово, а с ним словно бы и исчезла
социальная прослойка – интеллигенция.
Зато появившийся новый слой с индифферентным
названием «средний класс» поторопился занять
все образовавшиеся пустоты между классами
богатых и бедных (в число которых входят и те, кто
не хочет себе в этом признаваться).
Первые – весьма громки. Они стремятся делать
политику. Последние – тихи и печальны, растеряны
до сих пор. И заняты поиском средств для
выживания.
А вот средний класс тем временем, желая того или
не желая, проделал колоссальную работу по
изменению общественных ценностей.
Господствующий критерий здесь – успешность.
Самые популярные книги – пособия с формулами
успеха типа «Думай и богатей», «Как уцелеть среди
акул». Прежде известный Карнеги с его книгой «Как
завести друзей и оказывать влияние на людей»
теперь кажется инфантильным и малопродуктивным.
Успех понимается просто – получение
существенного дохода от собственного
предприятия или место в компании с большой
зарплатой. Общественное признание измеряется в
долларах. Как-то в поезде пришлось услышать
разговор в компании молодых. Довольно скоро
после знакомства ребята и девушки перешли к
выяснению ежемесячных доходов. Парень,
признавшийся, что получает семьсот долларов,
долго и подробно объяснял, словно извиняясь, что
ему этих денег вполне хватает.
Для всех тех, кто не достиг хотя бы этих «средних»
высот, модным публицистом со страниц
популярнейшего российского издания вводится в
общественный обиход новое понятие – «лузеры», от
английского loser – «проигравший». И,
соответственно, недовольство этой массы людей
превращается в ворчание неудачников, не более
того.
На этом фоне современному учителю тяжело
определить свое место. То, что он не относится к
среднему классу, если не работает в
дорогостоящей частной школе, каких и не так уж
много, – вроде бы понятно. Если ты такой умный, то
почему не богатый? – насмешничает теперь
современность.
То, что от прежней вдохновляющей
просветительской роли мало что осталось, – тоже
очевидно.
То, что зарплата учителей не обеспечивает семье
прожиточного уровня, – за гранью оправдания.
Держится учитель в школе в силу привычки,
вероятно. Но имеет место и свойство профессии,
которое В.В.Зеньковский называл «педагогическим
идеализмом».
Во всем огромном объеме высказываний о гибели
«Курска» наиболее пронзительными и точными мне
показались эти слова: “Нигде в мире нет такой
жертвенности – уходить из бедных домов в море
защищать страну, которая, может быть, больше есть
в идеале, а не на самом деле”.
На эксплуатации этого идеализма пока все и
держится. Но как в сфере техники накопилась
усталость оборудования и критическая масса
неполадок грозит грандиозными техногенными
катастрофами, так, надо понимать, и в
человеческой сфере накапливается усталость. Но о
«гуманогенных» катастрофах предпочитают
помалкивать.
Напротив, судя по обнародованной стратегии
развития страны, по-прежнему делается ставка на
эксплуатацию идеализма учителей. Посмотрим на
цифры. К 2005 году предполагается довести уровень
зарплаты учителей до 2000 рублей. Однако если взять
за основу расчетов заложенный в бюджет страны
размер инфляции 20%, то к 2005 году зарплата должна
вырасти в 2,5 раза только для того, чтобы не
отставать от инфляции. Так что ни о каком
стратегическом повышении зарплаты учителей
говорить не приходится.
Трудись, учитель, во благо родины! А о нищенстве
своем не говори – стыдно это, не благородно, не
интеллигентно.
Так кому, в конце концов, должна служить реформа
образования? Похоже, в социальном отношении
пресловутая модернизация должна легализовать
переход руководителей учреждений и части
чиновников в «средний класс», что позволит им
стать наравне с бизнесменами средней руки. И
тогда роль директора школы будет определена как
работодатель, а со временем, похоже, будет
приравнена к роли собственника. И уж поверьте,
понадобится не менее десятка лет, чтобы появился
достойный противовес в форме сильного профсоюза
учителей, способного отстоять их права!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|